Анализ и интерпретация результатов исследованияСтраница 6
Из таблицы видно, что существенные различия обнаружены по следующим шкалам методики: «Эгоистический стиль межличностных отношений», «Агрессивный стиль межличностных отношений», «Подозрительный стиль межличностных отношений» и «Альтруистический стиль межличностных отношений».
Итак, по шкале «Эгоистический стиль межличностных отношений» среднее значение группы руководителей среднего звена ниже, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. последним в большей степени присущи доминантность, эгоцентричность, обособленность, самодовольство, низкая подчиняемость и конформность. Предположительно, это обусловлено изменением статуса рядового сотрудника на статус руководителя, которое в свою очередь отразилось на самооценке испытуемых и следовательно, на поведении.
По шкале «Агрессивный стиль межличностных отношений» средние значения группы руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена. Таким образом управленцы нижнего звена более ригидные, прямолинейны и непосредственны, обидчивы, враждебны по отношению к окружающим. Это может объясняться тем, что они ежедневно должны вникать во все детали процесса, разрешать мелкие производственные проблемы, отвечать за сырьё, оборудование и т.п. Такая ежедневная напряженность приводит к накоплению раздражительности, которая, в свою очередь, и выливается в агрессию. А руководители среднего звена, являясь буфером между низовым и высшими звеньями управления, для успешного выполнения своих функций должны быть лабильными, адаптивными и уметь сдерживать свои эмоции, в том числе и отрицательные.
По шкале «Подозрительный стиль межличностных отношений» средние значения у группы руководителей среднего звена ниже, чем у группы руководителей нижнего звена. Таким образом, для руководителей нижнего звена более характерны замкнутость, неудовлетворённость своей позицией, неконформность, убеждённость в недоброжелательности окружающих, высокая конфликтность. Возможно, наличие таких характеристик связано с неудовлетворённостью потребности в дальнейшем продвижении по службе.
По шкале «Альтруистический стиль межличностных отношений» средние значения в группе руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена. Это говорит о том, что руководителям нижнего звена в большей степени присущи гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, альтруизм, стремление соответствовать социальным нормам. Этот факт связан с тем, что они, в отличии от руководителей среднего звена, непосредственно взаимодействуют с подчинёнными, общаются с ними, осведомлены об их личной жизни.
Данные сравнительного анализа по методике «Стиль межличностных отношений» Т. Лири являются несколько противоречивыми и требуют дальнейшего уточнения.
Таблица 6 - Результаты сравнительного анализа по методике «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой в исследуемых группах
№ |
Шкалы |
Эмпирическое χ² |
Критическое χ² |
Уровень достоверности |
Степень свободы (ν) |
1 |
Е’ |
44,44 |
42,56 |
≤ 0,05 |
29 |
2 |
I’ |
23,82 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
3 |
М’ |
63,62 |
49,59 |
≤ 0,01 |
29 |
4 |
Е |
46,46 |
42,56 |
≤ 0,05 |
29 |
5 |
Е |
83,45 |
49,59 |
≤ 0,01 |
29 |
6 |
I |
30,11 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
7 |
I |
33,59 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
8 |
M |
34,48 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
9 |
e |
37,11 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
10 |
i |
27,74 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
11 |
m |
39,82 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
Другое по теме:
Эмоции и личность. Взаимосвязь между эмоциями и
свойствами личности
Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам личности [4, с. 182].
Эмоции как психический процесс харак ...
Проблемы и инновации организации пространственно-предметного компонента
среды. Проблемы организации пространственно-предметного
компонента
Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и дух ...
Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей
младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.
Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...