Область взаимоотношений как базовое основание личности

Учеными выделены следующие показатели как базовые, определяющие особенности конкретных проявлений отношений: «Я — другой».

Первый показатель характеризует то, как человек воспринимает другого человека (в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах), чем для данного лица является другой человек. Оптимальная форма предполагает: а) восприятие другого человека не эгоцентрично (т.е. через то или иное отношение к себе, через связь с собой: «он со мной дружит» и т.п.- такое эгоцентрическое восприятие других характерно для большинства), а признает самоценность другого человека, б) восприятие другого не в одном, ограниченном свойстве, а в многообразии свойств, потенциально бесконечном. Эти особенности отличают специфику восприятия человека от восприятия вещи.

Второй показатель отношения «Я - другой» характеризует меру соотношения: насколько, в какой степени и как человек может соотносить свои интересы, желания, ценностности с таковыми у другого человека. В настоящее время и в этом у большинства преобладают эгоистические тенденции. Способность соотносить себя (свои желания, ценностности) и другого в психологии принято обозначать, как способность «быть собой и другим». От этого отношения зависят не только конкретные проявления взаимоотношений людей, многие свойства личности, но и развитие сознания, и деятельности, и умственное развитие, и учебная деятельность и т.д. Оно наряду с ценностностью более всего определяет главные особенности, тенденции поведения.

Другое по теме:

Практическая часть. Изучение влияния различных средств массовой коммуникации на подростков
В практическую часть курсовой работы мною включены результаты исследования влияния средств массовой информации на девиантное поведение подростков, с помощью тестов, а также разработки классных часов и родительских собраний, помогающих реш ...

Психологические особенности женщины руководителя, отличающие ее от мужчины-руководителя
"Женщины-менеджеры лучше мужчин, потому что они умеют думать и как мужчины и как женщины, а мужчинам нужно этому учиться" Исследования самарских социологов базировались на концептуальной идее, предложенной В.Радаевым. Согласно ...

Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Почему не удается реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактик ...