ЗаключениеСтраница 5
После этого происшествия оставаться в армии я не захотел. Но в отставке моя жизнь не была уже такой, как раньше. Отношения с близкими ухудшились, сменил несколько работ.
Проблема проникла практически во сферы моей жизни. Единственное, что не изменило своего позитивного оттенка - мое общение и отношения с дочерью.
Дискомфорт выражается главным образом в навязчивых воспоминаниях, тревожных ощущениях либо иллюзии полного отсутствия ощущений, плохом сне с кошмарами, раздражительности, отсутствии нормального контакта с окружающими.
Чтобы справиться с ними прибегаю к аутотренингу, убеждаю себя в том, что таково судьба, нужно смириться и жить дальше ражи живых людей, ради своей семьи.
Ощущаю, что обесцениваются мои интеллектуальные и профессиональные навыки, мне трудно сосредоточиться, вспомнить порой элементарные вещи.
Противостоять этому может разве, что моя сила воли и моя вера. Свое прошлое оцениваю позитивно до вступления в армию, думаю это было ошибкой. На будущее смотрю настороженно. Мечтаю получить еще одно высшее образование, посвятить себя карьере, воспитанию ребенка. Во многом я переоценил жизненные ценности. Я не буду растрачивать себя по пустякам.
Проблему поддерживает внутренняя тревога, частые напоминания о прошлом. А меня поддерживает вера, любовь к моим близким. Они тоже в меру своих возможностей заботятся о моем восстановлении».
Первичный анализ:
2 - шаг: Высшие точки: поступление на службу, служба в «горячей точке».
Коллизии: столкновение интересов родителей и собственных, подавление чувствительности и высокие моральные стандарты. Драматические моменты: страх перед небытием, смерть товарища Постепенные изменения: отношения с окружающими до и после экстремального опыта.
3 - шаг «аналитическая абстракция»:
Этапы:
жизненный опыт до экстремальной ситуации:
экстремальный опыт;
посттравматический жизненный опыт.
Приложение 9
Опросный лист по методике незаконченных предложений
Вам предлагается короткое задание, в котором приводится ряд незаконченных предложений. Мы просим Вас закончить, завершить их до осмысленных предложений любым способом, который приходит на ум. Не думайте долго, давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову.
Я хочу
Я мечтаю
Иногда мне кажется
Я не хочу
Временами я думаю
Я опасаюсь
Когда я думаю о прошлом
Я надеюсь
Главное для меня сейчас это
Я все-таки смогу
Когда я думаю о будущем
Когда я думаю о смысле жизни
Приложение 10
Опросный лист по методике незаконченных предложений участника А
Я хочу избавиться от психического дискомфорта
Я мечтаю, чтобы моя жизнь была как до поступления на службу
Иногда мне кажется, что я ничего не чувствую
Я не хочу вспоминать о смерти товарищей
Временами я думаю, что война была напрасной
Я опасаюсь, что могу сделать плохо близким
Когда я думаю о прошлом, то расстраиваюсь
Я надеюсь, что смогу преодолеть эту проблему
Главное для меня сейчас это привести в порядок свое психологическое состояние
Я все-таки смогу восстановиться морально
Когда я думаю о будущем, то несколько тревожусь, но и радуюсь иногда
Когда я думаю о смысле жизни, то прихожу к выводу, что его не зачем искать - главное жить для семьи
Приложение 11
Реабилитационная программа для военных, принявших участие в боевых действиях в Чечне.
Цель программы: при помощи специально направленных заданий и упражнений работать над формированием стрессоустойчивости и понижением тревожности у военных, переживших экстремальный опыт военных действий в Чечне.
Задачи программы:
Разработать занятия для преодоления стрессовых ситуаций. Проводить специальные задания и упражнения для преодоления стресса и повышенной тревожнсоти.
План программы:
Анализ психологического состояния военных (проведение тестирования).
Определение целей и задач программы. Проведение тренинговых занятий по улучшению психо-эмоционального состояния военных.
Проведение групповых и индивидуальных занятий с военными для понижения уровня их стресса и тревожности. Анализ проведенной программы.
В ходе предварительных индивидуальных консультаций было выявлено, что основной проблемой военнослужащих, побывавших на войне в Чеченской республике независимо от срока их службы является изоляция. Учитывая это, данная программа краткосрочной реабилитации военнослужащих разрабатывалась авторами с акцентом в работе, направленной на преодоление изоляции.
Другое по теме:
Возрастные особенности памяти
С момента рождения у человека существует способность к непосредственному запечатлению образов. Именно потому память детей характеризуется легкостью запоминания любых воспринимаемых впечатлений. На этом основании считалось, что память ребе ...
Методика «Диагностика направленности руководителя» А.А. Ершова
Тест конкретных ситуаций разработан и апробирован психологом труда А.А. Ершовым. По его мнению, связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция л ...
Практическая часть. Изучение влияния различных средств массовой
коммуникации на подростков
В практическую часть курсовой работы мною включены результаты исследования влияния средств массовой информации на девиантное поведение подростков, с помощью тестов, а также разработки классных часов и родительских собраний, помогающих реш ...
