Заключение
Страница 5

После этого происшествия оставаться в армии я не захотел. Но в отставке моя жизнь не была уже такой, как раньше. Отношения с близкими ухудшились, сменил несколько работ.

Проблема проникла практически во сферы моей жизни. Единственное, что не изменило своего позитивного оттенка - мое общение и отношения с дочерью.

Дискомфорт выражается главным образом в навязчивых воспоминаниях, тревожных ощущениях либо иллюзии полного отсутствия ощущений, плохом сне с кошмарами, раздражительности, отсутствии нормального контакта с окружающими.

Чтобы справиться с ними прибегаю к аутотренингу, убеждаю себя в том, что таково судьба, нужно смириться и жить дальше ражи живых людей, ради своей семьи.

Ощущаю, что обесцениваются мои интеллектуальные и профессиональные навыки, мне трудно сосредоточиться, вспомнить порой элементарные вещи.

Противостоять этому может разве, что моя сила воли и моя вера. Свое прошлое оцениваю позитивно до вступления в армию, думаю это было ошибкой. На будущее смотрю настороженно. Мечтаю получить еще одно высшее образование, посвятить себя карьере, воспитанию ребенка. Во многом я переоценил жизненные ценности. Я не буду растрачивать себя по пустякам.

Проблему поддерживает внутренняя тревога, частые напоминания о прошлом. А меня поддерживает вера, любовь к моим близким. Они тоже в меру своих возможностей заботятся о моем восстановлении».

Первичный анализ:

2 - шаг: Высшие точки: поступление на службу, служба в «горячей точке».

Коллизии: столкновение интересов родителей и собственных, подавление чувствительности и высокие моральные стандарты. Драматические моменты: страх перед небытием, смерть товарища Постепенные изменения: отношения с окружающими до и после экстремального опыта.

3 - шаг «аналитическая абстракция»:

Этапы:

жизненный опыт до экстремальной ситуации:

экстремальный опыт;

посттравматический жизненный опыт.

Приложение 9

Опросный лист по методике незаконченных предложений

Вам предлагается короткое задание, в котором приводится ряд незаконченных предложений. Мы просим Вас закончить, завершить их до осмысленных предложений любым способом, который приходит на ум. Не думайте долго, давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову.

Я хочу

Я мечтаю

Иногда мне кажется

Я не хочу

Временами я думаю

Я опасаюсь

Когда я думаю о прошлом

Я надеюсь

Главное для меня сейчас это

Я все-таки смогу

Когда я думаю о будущем

Когда я думаю о смысле жизни

Приложение 10

Опросный лист по методике незаконченных предложений участника А

Я хочу избавиться от психического дискомфорта

Я мечтаю, чтобы моя жизнь была как до поступления на службу

Иногда мне кажется, что я ничего не чувствую

Я не хочу вспоминать о смерти товарищей

Временами я думаю, что война была напрасной

Я опасаюсь, что могу сделать плохо близким

Когда я думаю о прошлом, то расстраиваюсь

Я надеюсь, что смогу преодолеть эту проблему

Главное для меня сейчас это привести в порядок свое психологическое состояние

Я все-таки смогу восстановиться морально

Когда я думаю о будущем, то несколько тревожусь, но и радуюсь иногда

Когда я думаю о смысле жизни, то прихожу к выводу, что его не зачем искать - главное жить для семьи

Приложение 11

Реабилитационная программа для военных, принявших участие в боевых действиях в Чечне.

Цель программы: при помощи специально направленных заданий и упражнений работать над формированием стрессоустойчивости и понижением тревожности у военных, переживших экстремальный опыт военных действий в Чечне.

Задачи программы:

Разработать занятия для преодоления стрессовых ситуаций. Проводить специальные задания и упражнения для преодоления стресса и повышенной тревожнсоти.

План программы:

Анализ психологического состояния военных (проведение тестирования).

Определение целей и задач программы. Проведение тренинговых занятий по улучшению психо-эмоционального состояния военных.

Проведение групповых и индивидуальных занятий с военными для понижения уровня их стресса и тревожности. Анализ проведенной программы.

В ходе предварительных индивидуальных консультаций было выявлено, что основной проблемой военнослужащих, побывавших на войне в Чеченской республике независимо от срока их службы является изоляция. Учитывая это, данная программа краткосрочной реабилитации военнослужащих разрабатывалась авторами с акцентом в работе, направленной на преодоление изоляции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Опытно-экспериментальное изучение проблемы тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции школьной дезадаптации. Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьно
Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, «скачущей» успеваемости ученика (особенно в ...

Теоретические основы изучения лидерства и руководства. Основные направления анализа лидерства
С точки зрения когнитивного подхода человек рассматривается в качестве наблюдателя, который активно оценивает и интерпретирует информацию, поступающую из внешнего мира, а не пассивно воспринимает ее. Причем интерпретация, причинное объясн ...

Теоретические основания изучения семейных отношений в повторном браке. Гендерные особенности социально-психологического статуса после развода
По определению повторный брак возможен только после расторжения предыдущего, после развода. Для цели нашей работы представляется необходимым остановиться на гендерных особенностях социально-психологического статуса индивид, находящегося в ...