Заключение
Страница 6

Основной задачей в первый день является установление контакта консультантов с клиентами-военнослужащими в процессе индивидуальной работы (анкетирование и беседа). Со второй по четвертый день проводятся групповые занятия с последующим индивидуальным консультированием по залросам клиентов. Олыт проведения групповых занятий показывает, что оптимальной является ситуация, когда количество психолотв составляет около 1/3 всего состава группы, что позволяет им быть фасилитаторами (инициаторами и ускорителями) работы группы. Максимальный объем группы, при котором работа сохраняет оптимальный уровень эффективности, составляет 18-20 человек.

Программа представляет собой пластичную структуру: при необходимости можно вводить в нее дополнительные упражнения (например, динамические) или заменять одни упражнения на другие. Принципиально важной является последовательность выбора тем аанятий.

Первое групповое занятие - «Интервью».

Общая продоложительность занятия: 1,5 часа (при максимальном объеме группы).

Тема: Саморефлексия. Обращение к собственным переживаниям no поводу отношения к другим людям.

Цель: Преодоление изоляции - установление контакта между участниками группы.

Первая часть: Знакомство. Продолжитепьность первой части: 15-20 минут.

Ведущий выносит на обсуждение три «Правила группы»:

-не перебивать;

-не критиковать высказывания;

-не оценивать участников группы.

После принятия этик правил участникам дается возможность предложить другие правила, необходимые с ик точки зрения для создания атмосферы безопасности в группе. Участники вырабатывают определенный этический кодекс, обязательный для выполнения на групповых занятиях в ходе программы. Участие группы в разработке кодекса правил необходимо для осознанного принятия ответственности за их выполнение каждым участником.

Продолжительность: 10-15 минут.

Затем ведущий предлагает приступить к разминочному упражнению «Какой я сегодня».

Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Большинство из нас сейчас не знакомы друг с другом: Для того, чтобы легче заломнить имена, пусть сейчас каждый участник назовет свое имя и свою отличительную особенность (желательно уместить ее в одно слово), начинающуюся на ту же букву. Следующий за ним - повторит имя и отличительную особенность предыдущего, а затем назовет свои».

Примечание: Порядок ответов можно изменить, используя маленький мячик: участник, ответивший на вопрос, передает право ответа, бросая мячик тому, кого выбрал сам. Это усиливает вовлеченность в процесс работы и открывает новые возможности для контакта участников группы.

Вторая часть: Собственно «Интервью». Продолжительность: 40 минут - 1 час при объеме группы в 18-20 человек. «Интервью» является адаптированным вариантом проективной методики, разработанной А.Л. Лихтарниковым («переоценочное интервью»). «Интервью» состоит из пяти позитивных вопросов. Отвечая на вопросы и выслушивая ответы других, участники груллы имеют возможность поделиться своим опытом и познакомиться с опытом других. В процессе данной работы происходит раскрытие участников груплы, часто с неожиданных для других сторон. Многие впервые обнаруживают близость своих мыслей и чувств к мыслям и чувствам других людей, общность взглядов с другими людьми. У участников появляется интерес друг к другу, что ведет к преодолению изоляции и установлению контакта.

Инструкция: «Я сейчас задам по очереди пять очень просгых вопросов. Постарайтесь ответить на них. Отвечаем по кругу, по очереди. Пять кругов - пять вопросов. Начнем с первого»:

В качестве примера ведущий может первым отвечать на вопросы.

1) Что ты хорошо умеешь делать?

2) Что тебе нравится в себе?

Эти два вопроса исследуют самоотношение клиентов. Следующие два - отношение к другим людям, наличие / отсутствие изоляции и готовность к социальным контакгам.

3) Что тебе нравится в других людях?

4) Чего ты ждешь от других людей?

Пятый вопрос выявляет наличие ресурса. Этот вопрос подготавливает почву для работы на формирование позитивного прогноза. 5) В чем ты уверен относительно себя?

Третья часть: Упражнение «Портрет группы» (методика взята из материалов занятий курса «Психологическое консультирование» кандидата психологических наук, доцента кафедръг психологической помощи психолого - педагогического факультета СИбГПУ им. А.И.Герцена А.М. Родиной).

Продолжительность: 10-15 минут Оборудование: лист белой бумаги формата А-4, набор цветных карандашей или фломастеров. Инструкция: «Давайте нарисуем рисунок. Для нибудь начнет с любой простой детали, а затем по кругу каждый участник будет добавлять к рисунку еще по одной, пока не кончится круг». Когда рисунок готов, ведущий предлагает считать рисунок портретом группы. Портрет должен иметь имя, поэтому ведущий еще раз пускает листок с рисунком по кругу, и каждый участник предлагает свое название портрета (буквой, словом и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Суицидальная активность в связи с детско-родительскими отношениями. Определение детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения – «это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [31]. Конфликт (п ...

Толпа
Самым сложным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа. Это контактная, внешне неорганизованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушн ...

Диагностический эксперимент. Шкала влияния травматического события Хоровица
Тест воздействия жизненных событий Хоровитца в России адаптированный М.Ш.Магомед-Эминовым (ТВЖС). Именно им мы и воспользуемся. Методика направлена на измерение интенсивности посттравматических стрессовых реакций на травматические стресс ...