Заключение
Страница 6

Основной задачей в первый день является установление контакта консультантов с клиентами-военнослужащими в процессе индивидуальной работы (анкетирование и беседа). Со второй по четвертый день проводятся групповые занятия с последующим индивидуальным консультированием по залросам клиентов. Олыт проведения групповых занятий показывает, что оптимальной является ситуация, когда количество психолотв составляет около 1/3 всего состава группы, что позволяет им быть фасилитаторами (инициаторами и ускорителями) работы группы. Максимальный объем группы, при котором работа сохраняет оптимальный уровень эффективности, составляет 18-20 человек.

Программа представляет собой пластичную структуру: при необходимости можно вводить в нее дополнительные упражнения (например, динамические) или заменять одни упражнения на другие. Принципиально важной является последовательность выбора тем аанятий.

Первое групповое занятие - «Интервью».

Общая продоложительность занятия: 1,5 часа (при максимальном объеме группы).

Тема: Саморефлексия. Обращение к собственным переживаниям no поводу отношения к другим людям.

Цель: Преодоление изоляции - установление контакта между участниками группы.

Первая часть: Знакомство. Продолжитепьность первой части: 15-20 минут.

Ведущий выносит на обсуждение три «Правила группы»:

-не перебивать;

-не критиковать высказывания;

-не оценивать участников группы.

После принятия этик правил участникам дается возможность предложить другие правила, необходимые с ик точки зрения для создания атмосферы безопасности в группе. Участники вырабатывают определенный этический кодекс, обязательный для выполнения на групповых занятиях в ходе программы. Участие группы в разработке кодекса правил необходимо для осознанного принятия ответственности за их выполнение каждым участником.

Продолжительность: 10-15 минут.

Затем ведущий предлагает приступить к разминочному упражнению «Какой я сегодня».

Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Большинство из нас сейчас не знакомы друг с другом: Для того, чтобы легче заломнить имена, пусть сейчас каждый участник назовет свое имя и свою отличительную особенность (желательно уместить ее в одно слово), начинающуюся на ту же букву. Следующий за ним - повторит имя и отличительную особенность предыдущего, а затем назовет свои».

Примечание: Порядок ответов можно изменить, используя маленький мячик: участник, ответивший на вопрос, передает право ответа, бросая мячик тому, кого выбрал сам. Это усиливает вовлеченность в процесс работы и открывает новые возможности для контакта участников группы.

Вторая часть: Собственно «Интервью». Продолжительность: 40 минут - 1 час при объеме группы в 18-20 человек. «Интервью» является адаптированным вариантом проективной методики, разработанной А.Л. Лихтарниковым («переоценочное интервью»). «Интервью» состоит из пяти позитивных вопросов. Отвечая на вопросы и выслушивая ответы других, участники груллы имеют возможность поделиться своим опытом и познакомиться с опытом других. В процессе данной работы происходит раскрытие участников груплы, часто с неожиданных для других сторон. Многие впервые обнаруживают близость своих мыслей и чувств к мыслям и чувствам других людей, общность взглядов с другими людьми. У участников появляется интерес друг к другу, что ведет к преодолению изоляции и установлению контакта.

Инструкция: «Я сейчас задам по очереди пять очень просгых вопросов. Постарайтесь ответить на них. Отвечаем по кругу, по очереди. Пять кругов - пять вопросов. Начнем с первого»:

В качестве примера ведущий может первым отвечать на вопросы.

1) Что ты хорошо умеешь делать?

2) Что тебе нравится в себе?

Эти два вопроса исследуют самоотношение клиентов. Следующие два - отношение к другим людям, наличие / отсутствие изоляции и готовность к социальным контакгам.

3) Что тебе нравится в других людях?

4) Чего ты ждешь от других людей?

Пятый вопрос выявляет наличие ресурса. Этот вопрос подготавливает почву для работы на формирование позитивного прогноза. 5) В чем ты уверен относительно себя?

Третья часть: Упражнение «Портрет группы» (методика взята из материалов занятий курса «Психологическое консультирование» кандидата психологических наук, доцента кафедръг психологической помощи психолого - педагогического факультета СИбГПУ им. А.И.Герцена А.М. Родиной).

Продолжительность: 10-15 минут Оборудование: лист белой бумаги формата А-4, набор цветных карандашей или фломастеров. Инструкция: «Давайте нарисуем рисунок. Для нибудь начнет с любой простой детали, а затем по кругу каждый участник будет добавлять к рисунку еще по одной, пока не кончится круг». Когда рисунок готов, ведущий предлагает считать рисунок портретом группы. Портрет должен иметь имя, поэтому ведущий еще раз пускает листок с рисунком по кругу, и каждый участник предлагает свое название портрета (буквой, словом и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Выводы
Таким образом, мы выяснили, что детям с ЗПР характерно формальное усвоение требований. Нарушение правил, установленных изначально. Значимость продукта (цели) такими детьми не осознается. Наблюдается стереотипия, однообразие. Выявляются ра ...

Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя
Мы знаем из исследований известных антропологов и ученых, как, например, Бахофен, Морган, а также из трудов Бебеля, Энгельса, Лафарга, что рабство не было свойственно первобытным людям [10,13,18]. Повсюду семье патриархальной, в которой ж ...

Опасность СМИ для школьников
В нашей исследовательской работе мы рассмотрели, что такое «массовая культура», её составляющие, а также воздействие СМК и СМИ на поведение школьников и подростков. Помимо теоретической части, мы взяли на себя смелость провести небольшое ...