Заключение
Страница 7

Упражнение «Портрет группы» использует лространство рисунка, как символическое пространство контакта между участниками группы, что особенно важно для людей с низким уровнем доверия к окружающим и высокой тревожностью, так как освобождает их фантазию от условностей и стереотипов пространства привычного общения. «Портрет группы», объединяя все вместе участников груплы в таком виде деятельности, где результат получается совместным, является упражнением на сплочение группы.

Четвертая часть: Завершение. Продолжительность: 10-15 минут. Ведущий предлагает каждому участнику ответить на вопрос: Что сложного, важного и значимого бьиго сегодня? Этот вопрос дает разрешение говорить о сложностях (негативе) и, в то же время, заканчивает работу на выделении участниками позитнвных переживаний.

В конце занятия участникам предлагается обсудить выбор темы следующего дня. Данное предложение мотивирует их заявлять актуальные проблемы и закрепляет установленный контакт. Однако, практически любые предложения (тем более разнообразные), как показывает опыт, легко превращаются в одну и ту же тему второго занятия - мечты, желания, планы.

Второе занятие - «Безумное чаепитие» Общая продолжительность занятия: 2 часа - 2 часа 15 минут.

Тема: Мечты, желания, планы.

Цель: Восстановление целостности восприятия жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего) каждого участника группы; продолжение работы с контактом и преодолением изоляции. Первая часть: Разминка. Продолжительность: 10-15 минут В начале занятия для разогрева группы ведущий задает каждому участнику волрос:

-Какой ты сегодня?

Вопрос обращен к ситуации «здесь и телерь» и способствует включению участников в работу группы.

Затем ведущий предлагает вспомнить «Правила круга», после чего задает каждому участнику вопрос:

-Что нового и хорошего произоисло с тобой со вчерашнего дня?

Вторая часть: «Безумное чаепитие».

Продолжительность второй части: 1 час 10 минут-1 час 20 минут. Упражнение «Безумное чаепитие».

Продолжительность: 45-50 минут.

Название упражнению дала сценка из сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес», в которой участники чаепития все время перемещались вокруг стола в поисках новых чашек для чая. В «Безумном чаепитии» постоянное перемещение также является одним из ключевых моментов. Основная направленность упражнения - работа с целеполаганием и поиском ресурса для достижения цели.

Подготовка и проведение упражнения: Организуются два круга - внешний и внутренний. Количество людей в кругах равное. Круги располагаются лицом друг к другу (внешний круг к внутреннему), т.е. образуются пары.

Ведущий: «Сегодня я предложу вам задать себе вопросы и ответить на них. Вопросов будет восемь. Сначала на первый вопрос будут отвечать «люди внешнего круга», а «люди внутреннего круга» будут их слушать и при необходимости помогать. То есть внутренний круг будет кругом консультантов. На ответ дается 2-3 минуты». Ведущий предлагает «людям внешнеro круга» задать себе первый волрос: Что я хочу?

Ведущий (через 2-3 минуты): «Если все уже ответили, прошу внутренний круг встать и пересесть на одно место вправо. Телерь вы, «люди внутреннего круга» отвечаете на тот же вопрос уже новым для вас «людям внешнего круга», которые будут вашими консультантами в течение 2-3 минут».

Ведущий повторяет первый вопрос. Ведущий (через 2-3 минуты): «Если ответ удался всем, прошу встать «людей внешнего круга» и переместиться на 1 место вправо. На второй вопрос первыми отвечать будете опять вы».

Ведущий задает второй вопрос, и так далее. Таким образом, участники из внешнего и внутреннего кругов по очереди отвечают и выслушивают ответы на каждый вопрос; при этом «консультирующий» круг после выслушивания ответа на очередной вопрос перемещается на одно место вправо. «Смена ролей» (клиент-консультант) дает участникам возможносгь поочередно концентрироваться на своей и чужих проблемах и тем самым освободиться от сверхзначимости собственных проблем. Постоянная смена партнеров позволяет каждому охватить большой спектр проблем и способов их решения, что способствует экспоненциальному росту социального интеллекта и зачастую приводит к инсайту (озарению) в решении собственной лроблемы.

Участники группы во время упражнения «Безумное чаепитие» отвечают на следующие вопросы о себе:

1) Что я хочу?

2) Что я могу?

Первые два вопроса позволяют участникам исследовать свои актуальные мотивы и «рабочий», сознательно используемый ресурс. Следующие два вопроса восстанавливают психологическую связь между прошлым и настоящим, позволяют осознать их преемственность и динамику личностных изменений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Формирование и развитие способностей
Зависимость развития способностей от обучения, рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности ...

Природное и общественное в человеке
Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Существует целый ряд различных проблем, подводимых под эту рубр ...

Процедура определения экстрасенсорных способностей
Определение экстрасенсорных способностей проводилось посредством специального теста «Обладаете ли Вы экстрасенсорными способностями?». Тест на экстрасенсорные способности состоит из ряда вопросов и практических заданий. На все вопросы ну ...