Заключение
Страница 9

Упражнение «Контакт глазами»

Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Когда вы хотите лригласить девушку на танец, очень полезно предварительно поймать ее взгляд и убедиться в том, что вы не будете отвергнуты. Вот и проведем техническую подготовку к будущим приглашениям. Ваша задача - установить контакт глазами с кем-нибудь из круга (в нашем случае не обязательно это должна быть дама) и, не теряя этого контакта, поменяться с «контактером» местами».

Умение устанавливать контакт - главное оружие против изоляции. Тревожный, недоверчивый человек избегает смотреть другому в глаза, опасаясь «раскрыть» свои чувства и желания. Умение устанавливать контакт глазами - серьезное приобретение для людей, страдавших от изоляции. Упражнение «Контакт глазами» имеет смысл проводить только в рамках третьегo группового занятия, когда острота проблемы изоляции в группе уже снята и установилась атмосфера доверия между участниками группы. Теперь это упражнение «дает разрешение» на контакт глазами, как способ установления взаимоотношений в жизни вообще.

Упражнение «Самолет + машина» Продолжительность: 10-15 минут.

Инструкция: «Попрошу всех участников объединиться в две команды, равные no количеству. Команде слева необходимо будет построить самолет, причем деталями этого самолета будут они сами. Кто будет чем, и как оно при этом будет работать - решайте сами. Команда справа таким же образом строит машину. Время на постройку - 5 минут, затем - демонстрация результатов».

Упражнение «Спор»

Продолжительность: 5-10 минут.

Инструкция: «Предлагаю поспорить. О чем? Да, собственно, ни о чем. Просто поспорить. Выберите себе партнера; а затем один из вас будет утверждать: «Да!», а второй - «Нет!».

Чтобы никому не было обидно, через 2-3 минуты по моей команде точка зрения каждого - меняется на противоположную». Примечание: В этом упражнении имеет смысл варьировать интонацию утверждений, что придает спору игровой характер обогащает палитру эмоциональных реакций.

Упражнение позволяет участникам в игровой форме преодолеть психологический барьер, возникающий при необходимости противоречить другому человеку; отследить различия в эмоционалъной окраске утверждений «Да!» и «Нет!», что при дальнейшем обсуждении поможет увидеть разнообразие индивидуальных переживаний в одинаковых ситуациях.

Упражнение «Спор стенка на стенку».

Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Сейчас мы продолжим наши споры, но уже коллективно. Попрошу одного партнера из каждой пары отойти вправо, а другого - влево. У нас получилось две команды. Та, которая находится отменя справа, утверждает: «Да!». Та, что от меня слева - «Нет!». Через три минуты - обе команды меняются точками зрения».

Упражнение нацелено, прежде всего, на эмоциональную разрядку. Кроме того, «Спор стенка на стенку» дает возможность «почувствовать команду», то есть является упражнением на сплоченность. После этого упражнения ведущий предлагает участникам вернуться в круг и ответить на вопросы:

Какие ощущения были у вас, когда вы утеерждали: «Да!»?

Какие, когда вы говорили: «Нет!»? Что вы чуествовали, когда спорипи вдвоем?

Что - когда спорили «стенка на стенку»?

Все четыре вопроса задаются одним блоком. Подробные ответы на каждый вопрос не требуются. Важны общее впечатление и наиболее яркие эмоции.

Продолжительность: 10-15 минут.

Вторая часть: «Быль о праве».

Продолжительность второй части: 1 час 25 минут -1 час 35 минут.

Упражнение «Быль о правах»

Продолжительность: 50-55 минут.

Инструкция: «Просьба к участникам объединиться в тройки. Возьмите стулья и рассредоточьтесь в пространстве так, чтобы ни одна тройка не мешала беседовать другой. Я задам пять вопросов. Для ответа на каждый вопрос будет выделено 10 минут (примерно по 3 минуты на участника)».

Примечание: Необходимо приеутсгвие участника-психолога в каждой из малых групп. Если никго из участников-военнослужащих не готов взять на себя первый ответ (что бывает чаще всего - тема упражнения очень неожиданна, трудна для понимания и зачастую болезненна), то именно психолог будет первым отвечать на вопросы.

С интервалом в 10 минут ведущий задает волросы для малых грулп:

1) Какие права были у тебя в детстве?

2) Кто тебе их гарантировал?

3) Какие три главных права у тебя сейчас?

4) Кто тебе и как гарантирует?

5) Какие права ты гарантируешь другим?

Упражнение является центральным в третьем групповом занятии. Основная задача упражнения - достижение цели, поставленной в начале описания этого группового занятия: осознание участниками группы наличия у них прав, осознание взаимосвязи прав и ответственности, поиск гаранта соблюдения прав, признание равенства своих прав и прав других людей.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Влияние ученья на развитие личности
На умственное развитие ребенка оказывает принципиальное влияние деятельность ученья. При этом определяющее значение имеют усвоение и развитие речи в системе обучения. Стихийное усвоение речи в первые годы детства должно смениться программ ...

Умственное развитие. Устная и письменная речь
Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает вх ...

Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов
Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психо ...