Специфика психических образований человека
Страница 1

Материалы » Психические процессы состояния и образования » Специфика психических образований человека

Психические образования

— это психические явления, фор­мирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит осо­бое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автома­тизирование, без особых затрат умственной и двигательной энергии. Знать специфику содержания и проявления психичес­ких образований — значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.

К психическим образованиям обычно относят знания, на­выки и умения. Знания — это совокупность усвоенных челове­ком сведений, понятий и представлений о предметах и явлени­ях объективной действительности. Знания человека о мире воз­никают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появ­лению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти; Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.

На основе знаний формируются начальные умения, представ­ляющие собой самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Следует разли­чать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.

На основе начальных умений возникают простые навыки — несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания. В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в резуль­тате постоянного повторения действий приводит к точной ло­кализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела кон­центрирует процесс возбуждения. Образуются системы услов­но-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции. Сло­жившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в про­цессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработ­ки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при дви­жении приходит в соответствие с задачей деятельности.

На основе простых навыков формируются сложные навыки, т. е. усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспе­чивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвобо­дить сознание для решения более важных задач деятельности.

Наконец, формируются сложные умения, которые знамену­ют собой достигнутую в процессе обучения возможность чело­века творчески применять знания и навыки и достигать желае­мого результата в непрерывно меняющихся условиях практичес­кой деятельности.

Сложные умения являются тем фундаментом, на котором основывается профессиональное мастерство людей, позволяю­щее им досконально овладевать конкретным видом деятельно­сти, постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессиональной деятельности формируются навыки и уме­ния. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Теории черт личности лидера
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверж ...

Виды и проявления одаренности в детском возрасте
Проблема сущности видов одаренности изучалась в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и других ученых. По Лейтесу, общая (умственная) одаренность в зависимости от типа задач была условно разделена на два ...

Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты. Исследования врачей Психологического института им. В.М.Бехтерева, лаборатории психологии.
Экспериментально-психологическое исследование механизмов психологической защиты с помощью представленной выше методики ИЖС проводилось в рамках ее апробации разными исследователями на различных моделях. Выбор этих моделей был обусловлен, ...