Результаты и их анализ
Страница 14

В младенческом возрасте дети изображены лишь на половине рисунков. В остальных работах возраст ребёнка определить не удалось. То есть не менее чем у половины испытуемых образ маленького ребёнка не сформирован.

Кроме того, 40% респондентов испытывают негативное отношение к маленьким детям, так как в половине этих работах изображена лишь голова малыша (см. приложение 4), на остальных рисунках тело ребёнка не пропорционально (разные по длине руки, выступающие за контур лица щёки, ассиметричное тело) (см. приложение 5). Эти данные соответствуют тому, что половина испытуемых данной возрастной группы, отвечая на вопросы анкеты, делали акцент на том, что рождение ребёнка ограничит их личную свободу и не даст возможность реализовать мечты, то есть малыш у этих испытуемых вызывает отрицательные эмоции.

Положительное отношение к ребёнку характерно не более чем для 30% респондентов. В их работах малыш изображён улыбающимся, прорисованы детали тела и одежды, в целом рисунок создаёт приятное впечатление. При этом результаты анкеты показывают, что положительное отношение к детям характерно не более чем для 20% испытуемых данной возрастной группы.

Что же касается значения малыша для женщин 19-20 лет, то можно сказать, что рисунки свидетельствуют о невысоком значении для них ребёнка. Так как лишь 30% рисунков имеют достаточно крупные размеры и расположены в центре листа. При этом данные анкетирования показали. Что ребёнок для женщин в возрасте от19 до 20 лет стоит на 5-6 месте среди жизненных ценностей.

Характерное для большинства (70%) рисунков отсутствие улыбки на лице малыша, маленькое количество деталей, чёрно-белая цветовая гамма, мелкие размеры изображения подтверждают полученные при анкетировании данные о низкой ценности детей для респондентов данной возрастной группы и отсутствии положительного отношения к малышу.

3 группа. Испытуемые в возрасте от 21 до 23 лет.

Все респонденты справились с заданием. Хотя в правильном возрасте ребёнок на 70% рисунков. 30% испытуемых изобразили детей 4-5 лет, в 10% работ возраст ребёнка определить не удалось.

Что же показывают рисунки об отношении респондентов к маленьким детям? У 30% испытуемых эмоционально-положительное отношение к детям сформировано не полной мере, так как 60% из них изобразили только голову ребёнка. На остальных рисунках (10%) малыш изображён грустным, не прорисованы детали (см. приложение 6).

70% работ вызывают приятное общее впечатление, у малыша доброжелательное выражение лица. 10% рисунков цветные (см. приложение 7). При этом данные анкетирования указывают, что теплое, радостное отношение к детям характерно не менее чем для половины респондентов данной возрастной группы.

Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для испытуемых по значимости стоит лишь на пятом месте. Не смотря на то, что в половине работ рисунки крупных размеров и расположены в центре, лишь 40% респондентов изобразили полностью фигуру малыша, прорисовав все части тела и детали одежды.

Таким образом, результаты рисуночного теста соответствуют данным, полученным в ходе анкетирования. Для женщин в возрасте 21-23 лет характерен более высокий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, чем для испытуемых 16-20 лет, хотя по степени значимости дети высокой ценности для них не представляют.

4 группа. Испытуемые в возрасте от 24 до 26 лет.

С заданием справились все респонденты данной возрастной группы. При этом в 90% работ малыш изображён в правильном возрасте.

Проведённый анализ позволяет говорить о том, что не менее чем для 70% респондентов характерен высокий уровень эмоционально-полижетельного отношения к ребёнку. Эти испытуемые изобразили малыша с приветливым выражением лица. Прорисованы детали тела (свойственные малышам складочки на ручках и ножках и ножках, ямочки на пальчиках) (см.приложение иллюстрацию) и одежды (чепчик, пинетки, передничек). Кроме того, 20% рисунков выполнены цветными карандашами (см. приложение 8). Анализ анкет показал, что 80% респондентов данной возрастной группы испытывают радостное отношение к маленьким детям.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Другое по теме:

Основные причины конфликтов в организации
Как мы заметили ранее, конфликт включает в себя присутствие и осознание противоположных интересов. Само по себе это условие не является необходимым или достаточным в случае действительного конфликта. Иногда он возникает даже тогда, когда ...

Подходы к изучению эмоций
Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представл ...

Воспитание и потребность смысла жизни
Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни, проанализированная польским психологом К. Обуховским, характеризует поведен ...