Результаты и их анализСтраница 15
Относительно ценности ребёнка для испытуемых отметим следующее. 70% рисунков расположены в центре листа, 90% из них крупных размеров. То есть ребёнок для респондентов имеет важное значение. При этом анализ анкет показал, что дети для женщин 24-26 лет стоят по значимости на третьем месте.
Особенностью рисунков данной возрастной группы является то, что в 40% работ изображён не только малыш, но и соответствующая обстановка (кроватка, коляска, игрушки) (см. иллюстрацию). Это говорит о включённости женщин данной возрастной группы в процесс воспитания, развития и заботы о ребёнке.
Таким образом, результаты рисуночного теста подтверждают высокий уровень эмоционально-полижетельного отношения к детям женщин 24-26 лет, а также значимость ребёнка в их жизни.
В целом можно сказать, что результаты рисуночного теста соответствуют данным, полученным в ходе анкетирования.
3 этап.
На третьем этапе нами был проведен сравнительный анализ психологической готовности женщин четырёх возрастных групп, который позволил сделать следующие выводы.
Все респонденты хотят иметь детей. При этом в ближайшие пять лет планируют родить ребёнка в основном (90%) женщины в возрасте 24-26 лет. Для испытуемых 16-20 лет первостепенным является получение образования, а в дальнейшем - работы. Для респондентов 21-23 лет главным также является работа и устройство личной жизни. Эти данные свидетельствуют о том, что возраст от 24 до 26 лет оптимален для рождения ребёнка в том плане, что женщина определяется в профессиональной области. Также в основном устроена личная жизнь. Необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих целей, а именно, к рождению ребёнка.
Как следствием этого является то, что именно для женщин 24-26 лет ребёнок наиболее значим, и занимает третье место среди жизненных ценностей. Для респондентов в возрасте от 16 до 23 лет дети стоят лишь на 5-7 месте. Соответствующие данные отражены в диагр.1.
Диаграмма 1
Показатели степени ценности детей для респондентов различных возрастных групп
Следует отметить, что в ходе анализа было выявлено, что чем старше женщина, тем больше возможное количество детей, которых она может родить. Полученные результаты отражены в диагр.2.
Диаграмма 2
Показатели количества детей, которых могут родить респонденты
Такие результаты можно объяснить тем, что чем старше женщина, тем она в большей степени осознаёт смысл детей и радость материнства, чувствует уверенность в том, что сможет вырастить ребёнка, взять на себя ответственность за его воспитание и развитие. Подтверждается это и тем, что у опрошенных в возрасте 16-20 лет рождение ребёнка в первую очередь ассоциируется с ограничением свободы, отсутствием личной жизни, появлением непреодолимых трудностей. Радость в материнстве эти респонденты не видят. Как счастье материнство расценивают 90% женщин возрасте 24-26 лет и 60% - в возрасте 21-23 лет. Таким образом, самый высокий уровень потребностно-мотивационной и эмоцилнаоьно-положительной готовности к материнству характерен для женщин в возрасте от 24 до 26 лет.
Сравнивая уровень знаний респондентов об особенностях внутриутробного развития ребёнка, его воспитания, функций матери было выявлено, что самый низкий уровень знаний характерен для испытуемых 16-18 лет. Более полные представления имеют респонденты в возрасте от 24 до 26 лет (диагр.3). Хотя у них недостаточно знаний о процессе воспитания ребёнка. Но при этом, в отличие от других респондентов, большинство (80%) женщин этой возрастной группы отметили, что они читают соответствующую литературу, наблюдают за подругами, у которых есть дети.
Другое по теме:
Одиночество людей
пожилого возраста, как социальная проблема
В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые ...
Полученные результаты
После проведения исследования нами были получены следующие результаты отдельно по каждому учащемуся.
Саша Л.
Отсутствует подчинение деятельности конечному продукту, отсутствует намерение либо оно противоречит выполняемой деятельности, я ...
Творчество и личность. Формирование и развитие личности
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фено ...