Результаты и их анализ
Страница 15

Относительно ценности ребёнка для испытуемых отметим следующее. 70% рисунков расположены в центре листа, 90% из них крупных размеров. То есть ребёнок для респондентов имеет важное значение. При этом анализ анкет показал, что дети для женщин 24-26 лет стоят по значимости на третьем месте.

Особенностью рисунков данной возрастной группы является то, что в 40% работ изображён не только малыш, но и соответствующая обстановка (кроватка, коляска, игрушки) (см. иллюстрацию). Это говорит о включённости женщин данной возрастной группы в процесс воспитания, развития и заботы о ребёнке.

Таким образом, результаты рисуночного теста подтверждают высокий уровень эмоционально-полижетельного отношения к детям женщин 24-26 лет, а также значимость ребёнка в их жизни.

В целом можно сказать, что результаты рисуночного теста соответствуют данным, полученным в ходе анкетирования.

3 этап.

На третьем этапе нами был проведен сравнительный анализ психологической готовности женщин четырёх возрастных групп, который позволил сделать следующие выводы.

Все респонденты хотят иметь детей. При этом в ближайшие пять лет планируют родить ребёнка в основном (90%) женщины в возрасте 24-26 лет. Для испытуемых 16-20 лет первостепенным является получение образования, а в дальнейшем - работы. Для респондентов 21-23 лет главным также является работа и устройство личной жизни. Эти данные свидетельствуют о том, что возраст от 24 до 26 лет оптимален для рождения ребёнка в том плане, что женщина определяется в профессиональной области. Также в основном устроена личная жизнь. Необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих целей, а именно, к рождению ребёнка.

Как следствием этого является то, что именно для женщин 24-26 лет ребёнок наиболее значим, и занимает третье место среди жизненных ценностей. Для респондентов в возрасте от 16 до 23 лет дети стоят лишь на 5-7 месте. Соответствующие данные отражены в диагр.1.

Диаграмма 1

Показатели степени ценности детей для респондентов различных возрастных групп

Следует отметить, что в ходе анализа было выявлено, что чем старше женщина, тем больше возможное количество детей, которых она может родить. Полученные результаты отражены в диагр.2.

Диаграмма 2

Показатели количества детей, которых могут родить респонденты

Такие результаты можно объяснить тем, что чем старше женщина, тем она в большей степени осознаёт смысл детей и радость материнства, чувствует уверенность в том, что сможет вырастить ребёнка, взять на себя ответственность за его воспитание и развитие. Подтверждается это и тем, что у опрошенных в возрасте 16-20 лет рождение ребёнка в первую очередь ассоциируется с ограничением свободы, отсутствием личной жизни, появлением непреодолимых трудностей. Радость в материнстве эти респонденты не видят. Как счастье материнство расценивают 90% женщин возрасте 24-26 лет и 60% - в возрасте 21-23 лет. Таким образом, самый высокий уровень потребностно-мотивационной и эмоцилнаоьно-положительной готовности к материнству характерен для женщин в возрасте от 24 до 26 лет.

Сравнивая уровень знаний респондентов об особенностях внутриутробного развития ребёнка, его воспитания, функций матери было выявлено, что самый низкий уровень знаний характерен для испытуемых 16-18 лет. Более полные представления имеют респонденты в возрасте от 24 до 26 лет (диагр.3). Хотя у них недостаточно знаний о процессе воспитания ребёнка. Но при этом, в отличие от других респондентов, большинство (80%) женщин этой возрастной группы отметили, что они читают соответствующую литературу, наблюдают за подругами, у которых есть дети.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Другое по теме:

Истоки психодиагностики
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем ...

Стили лидерства и руководства.
Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк ...

Кто такой лидер?
Теперь перейдём к самой теории. Лидерство - что это такое? Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: ” Кто такой лидер? ” То есть дать определение этому слову. Лидерс ...