Диагностика психических процессовСтраница 1
В данном разделе приведены результаты диагностики таких психических процессов как мышление, внимание, воображение и память у респондентов контрольной и экспериментальной группы.
Мышление исследовалось с помощью двух методик.
Первая методика — «Исследование быстроты мышления».
Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин. они вписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.
При обработке результатов нужно подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин. Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество правильно составленных слов: менее 20 слов — низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов; 21—30 слов — средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов; 31 и более слов — высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
Вторая методика — «Толкование пословиц».
Цель методики — исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов. Материалы: набор пословиц и метафор. Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл. Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения.
Интерпретация результатов: 7—9 баллов — высокий уровень развития мышления; 4—6 баллов — средний уровень развития мышления; 0—3 балла — низкий уровень развития мышления.
В Таблице 1 представлен сравнительный анализ быстроты и уровня развития мышления у респондентов контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития мышления
Шкала |
Не экстрасенсы |
Экстрасенсы |
t-value | ||
среднее значение |
ошибка среднего |
среднее значение |
ошибка среднего | ||
Быстрота мышления |
22,3 |
0,26 |
35,7 |
0,48 |
6,542 |
Уровень развития мышления |
5,3 |
0,11 |
8,4 |
0,23 |
5,785 |
Исследование быстроты мышления показало, что респонденты, не имеющие выраженных экстрасенсорных способностей, обладают средним уровнем быстроты мышления (22,3), тогда как респонденты-экстрасенсы склонны к быстрому мыслительному реагированию и протеканию нервных процессов (35,7). На рис. 1 представлен графический анализ быстроты мышления у респондентов обеих групп.
Рис. 1. Сравнительный анализ быстроты мышления
Можно предположить, что быстрое реагирование на поставленные задачи связано у людей, имеющих развитые экстрасенсорные способности, с тем, что они имеют более тонкое и чувствительное восприятие, раньше «видят» что-то, что еще не замечают остальные, поэтому им проще строить умозаключения относительно процессов и явлений в окружающей среде быстро и четко. К тому же, экстрасенсы, вероятно, способны чувствовать и анализировать в любой ситуации ее скрытые основы, т.к. их рецепторы способны воспринять и переработать эти основы.
Другое по теме:
Роль музыки в пренатальном воспитании
Массив научной литературы, посвященный пренатальному обучению, стал формироваться в начале прошлого века. Врачи описывали реакции плода на звук автомобильного сигнала и музыку, проявляющиеся в виде учащенного сердцебиения и двигательной а ...
Критический анализ исследований лидерства в
социальной психологии. Лидерство
как предмет изучения
Исследованиям проблем лидерства принадлежит заметное место в зарубежной социальной психологии, главным образом в американской. Насчитываются сотни статей и десятки монографий, посвященных разработке теорий лидерства и их приложению к прак ...
K2
– психологическое влияние
Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны.
/ Поль Валери /
Человек – существо общественное, его всегда окружают другие люди и вольно или невольно он вынужден прислушиваться к их мнению и считаться с ним. В ...