Диагностика психических процессов
Страница 4

Экстрасенсорные возможности » Диагностика психических процессов

Интерпретация результатов проводится посредством оценки каждого признака в отдельности: 1) продуктивность деятельности воображения; 2) гибкость использования идей; 3) оригинальность воображения. По всем шкалам: 0—5 баллов — низкий уровень; 6—10 баллов — средний уровень; 11—15 баллов — высокий уровень.

В Таблице 3 представлен сравнительный анализ уровня развития воображения у респондентов контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 3

Сравнительный анализ развития воображения

Шкала

Не экстрасенсы

Экстрасенсы

t-value

среднее значение

ошибка среднего

среднее значение

ошибка среднего

Продуктивность деятельности воображения

7,5

0,14

8,2

0,25

1,235

Гибкость использования идей

6,4

0,36

9,7

0,27

4,889

Оригинальность воображения

4,6

0,12

9,5

0,16

5,874

Из Таблицы 3 мы видим, что продуктивность деятельности воображения у людей, имеющих и не имеющих экстрасенсорные способности находится на высоком уровне и не имеет достоверных различий (7,5 и 8,2 соответственно). Это говорит о том, что старательность в выполнении задания и способность к изображению сюжета в нескольких вариантах не является чертой, присущей только экстрасенсам.

При этом, оценивая показатели гибкости использования идей, мы видим большую разницу между экстрасенсами, имеющими высокий уровень развития данного качества (9,5 баллов), и людьми, не имеющими экстрасенсорных способностей, у которых эта способность развита лишь на среднем уровне (6,4 балла).

Что касается оригинальности воображения, то здесь экстрасенсы имеют наибольший перевес по сравнению с обычными респондентами (9,5 и 4,6 соответственно). У последних уровень оригинальности крайне низкий, тогда как экстрасенсы в этом направлении практически достигли совершенства. На рис. 5 графический анализ уровня развития воображения у респондентов обеих групп.

Рис. 5. Сравнительный анализ уровня развития воображения

В общем смысле можно утверждать, что воображение у экстрасенсов развито лучше, чем у людей, не имеющих экстрасенсорных способностей. Так, экстрасенсы, зачастую сами «складывают» различные истории, наполняя их «красками» и эмоциями, чтобы его «клиент» мог с ним взаимодействовать и рассказывать о себе, реагируя на те стимулы, которые дает ему экстрасенс. Кроме того, в сознании экстрасенса возникают психофизиологически обусловленные образы, которые не видят другие. Но каждому экстрасенсу достаточно сложно отличить фантазии, вызванные хорошо развитым воображением от настоящего экстрасенсорного восприятия.

Память также исследовались посредством двух методик.

Шестая методика исследования — «Узнавание фигур». Методика предназначена для исследования у детей и взрослых процессов восприятия и узнавания графических образов (кратковременной зрительной памяти на фигуры).

Инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку». Сначала для пробы респонденту предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что респондент все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока респондент не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если респондент к этому времени не справился со всеми задачами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Методики исследования
1. Тест Дембо-Рубинштейна Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить ...

Какие Вам известны основные роли третьей стороны в конфликте и в чем их отличие?
Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья; арбитр; посредник; консультант; помощник; наблюдатель. Третейский судья - наиболее авторитарная роль, так как о ...

Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе. Роль развития памяти в школьном обучении
Необходимым условием психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе является определенный уровень его умственной зрелости. У старшего дошкольника должны быть сформированы многие психические познаватель ...