Диагностика психических процессовСтраница 4
Интерпретация результатов проводится посредством оценки каждого признака в отдельности: 1) продуктивность деятельности воображения; 2) гибкость использования идей; 3) оригинальность воображения. По всем шкалам: 0—5 баллов — низкий уровень; 6—10 баллов — средний уровень; 11—15 баллов — высокий уровень.
В Таблице 3 представлен сравнительный анализ уровня развития воображения у респондентов контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 3
Сравнительный анализ развития воображения
Шкала |
Не экстрасенсы |
Экстрасенсы |
t-value | ||
среднее значение |
ошибка среднего |
среднее значение |
ошибка среднего | ||
Продуктивность деятельности воображения |
7,5 |
0,14 |
8,2 |
0,25 |
1,235 |
Гибкость использования идей |
6,4 |
0,36 |
9,7 |
0,27 |
4,889 |
Оригинальность воображения |
4,6 |
0,12 |
9,5 |
0,16 |
5,874 |
Из Таблицы 3 мы видим, что продуктивность деятельности воображения у людей, имеющих и не имеющих экстрасенсорные способности находится на высоком уровне и не имеет достоверных различий (7,5 и 8,2 соответственно). Это говорит о том, что старательность в выполнении задания и способность к изображению сюжета в нескольких вариантах не является чертой, присущей только экстрасенсам.
При этом, оценивая показатели гибкости использования идей, мы видим большую разницу между экстрасенсами, имеющими высокий уровень развития данного качества (9,5 баллов), и людьми, не имеющими экстрасенсорных способностей, у которых эта способность развита лишь на среднем уровне (6,4 балла).
Что касается оригинальности воображения, то здесь экстрасенсы имеют наибольший перевес по сравнению с обычными респондентами (9,5 и 4,6 соответственно). У последних уровень оригинальности крайне низкий, тогда как экстрасенсы в этом направлении практически достигли совершенства. На рис. 5 графический анализ уровня развития воображения у респондентов обеих групп.
Рис. 5. Сравнительный анализ уровня развития воображения
В общем смысле можно утверждать, что воображение у экстрасенсов развито лучше, чем у людей, не имеющих экстрасенсорных способностей. Так, экстрасенсы, зачастую сами «складывают» различные истории, наполняя их «красками» и эмоциями, чтобы его «клиент» мог с ним взаимодействовать и рассказывать о себе, реагируя на те стимулы, которые дает ему экстрасенс. Кроме того, в сознании экстрасенса возникают психофизиологически обусловленные образы, которые не видят другие. Но каждому экстрасенсу достаточно сложно отличить фантазии, вызванные хорошо развитым воображением от настоящего экстрасенсорного восприятия.
Память также исследовались посредством двух методик.
Шестая методика исследования — «Узнавание фигур». Методика предназначена для исследования у детей и взрослых процессов восприятия и узнавания графических образов (кратковременной зрительной памяти на фигуры).
Инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку». Сначала для пробы респонденту предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что респондент все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока респондент не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если респондент к этому времени не справился со всеми задачами.
Другое по теме:
Область взаимоотношений как базовое основание личности
Учеными выделены следующие показатели как базовые, определяющие особенности конкретных проявлений отношений: «Я — другой».
Первый показатель характеризует то, как человек воспринимает другого человека (в когнитивном, эмоциональном и пове ...
Антропологические взгляды Иоанна Дамаскина
Начнем с рассмотрения антропологических взглядов Иоанна Дамаскина. В учении о составе природы человека он без каких-либо колебаний придерживается дихотомии: человек имеют двоякую природу, состоящую из души и тела. Как было сказано выше, м ...
Проектирование пространственно-предметного компонента развивающей
образовательной среды
Организации пространственно-предметного компонента образовательной среды уделялось внимание ещё в «Великой дидактике» Коменского. Причём, пространственно-предметная среда учебного заведения рассматривалась им, прежде всего, с точки зрения ...