Современные подходы к исследованию детской одаренности
Страница 1

Проблема детской одаренности » Современные подходы к исследованию детской одаренности

Среди научных разработок последних лет наиболее интересным представляется исследование группы ученых-психологов под руководством Н.Е. Веракса. Истоки данного исследования лежат в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов, где ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.

Изучая развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте, ученые вводят понятие «нормативная ситуация», под которой понимают сочетание фактов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. Нормативная ситуация есть пространство активности личности, выступающая как совокупность типичных ситуаций с набором стандартных, предписанных нормами способов активности или культура. Исследователи доказали зависимость нормативных ситуаций, возникающих в образовательном процессе от самой системы образования, которая может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая детскую активность и инициативу.

Введение данного понятия позволяет по-новому рассмотреть концепцию развития одаренности т.е активность одаренного ребенка в нормативной ситуации. Исследования позволили выделить несколько видов активности. В одном случае действия ребенка направлены на выявление возможностей, существующих в данных обстоятельствах, что говорит о творческой одаренности. Когда активность протекает в пространстве возможностей, где ребенок сам ищет культурную норму как особую возможность, она отражается в понятии интеллектуальной одаренности.

Анализ образовательной работы в ДОУ обуславливает два принципиально разных подхода. В одном детям предоставляется максимальная свобода действий, в другом – наоборот жесткая детерминация и необходимость следования указаниям взрослых. В первом случае ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность, но данная свобода не гарантирует общего уровня детского развития, необходимого при обучении в школе. В другом случае, приобретая бесполезные для дошкольного возраста навыки, ребенок лишается возможности самореализации и личностного роста. Решение сложившейся ситуации исследователи видят в предоставлении возможности ребенку проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты, т.е. проявлять умственную активность как в творческом, так и в интеллектуальном плане.

В результате проверки данной гипотезы на практике были сделаны выводы:

1. Развитие детской умственной одаренности может рассматриваться в контексте анализа нормативных ситуаций, возникающих в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

2. Нормативная ситуация позволяет избирательно воздействовать на компоненты умственной одаренности дошкольников: познавательные способности, творческую и познавательную активность.

3. В зависимости от характера нормативных ситуаций, система образования может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая активность и инициативу ребенка.

4. Поддержка детской инициативы может осуществляться в двух формах: в продуктивной проектной деятельности, и в форме продуктивного взаимодействия – нормотворчества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Введение: понятие о воле
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII – XIX вв., эта проблема была одной из центральных в пс ...

Аутизм. Семья аутичного ребенка
Аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единственные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замечают особенностей ребенка. Третий год жизни является критическим для родителей, так как становится очевидной серьезность от ...

Схема выхода из ситуации «барьера»
Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с уч ...