Понятие творчества. Понятие и природа творчестваСтраница 1
Одно из самых распространенных определений творчества — определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось».
На первый взгляд, данное утверждение можно принять. Но: во-первых, психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге ее активности; во-вторых, не ясно, что следует считать новым. Обратимся к примерам.
Монах Грегор Мендель открыл законы генетики, но никто из его современников не обратил на это внимания. Прошло 35 лет, и эти законы «переоткрыли» независимо друг от друга другие ученые. Возникает вопрос можно ли сказать, что последователи Г. Менделя немецкий ботаник Карл Эрих Корренс, австрийский генетик Эрих Чермак-Зейзенегг, голландский ботаник Хуго де Фриз трудились творчески и сами были творцами, раз они открывали нечто уже известное?
С точки зрения психологии они творцы и, безусловно, трудились творчески. А то, что открывали уже известное кому-то — это частность, характеризующая внешнюю социально-культурную ситуацию.
Есть и второй подход к определению и оценке творчества не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс деятельности имеет жесткий алгоритм, то творчеству в нем места нет. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Однако данный подход допускает, что любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта. Несложно заметить, что здесь допускается возможность относить к актам творчества всякую спонтанно развивающуюся активность. Например, деятельность людей имеющих психические расстройства, рисование приматов, исследовательское поведение крыс или ворон и т.п. Такая активность не требует особых напряжений ума, больших знаний, мастерства, природного дара и всего того, с чем обычно ассоциируется человеческое творчество, в его высшем понимании.
Третий, философский подход, определяет творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Здесь так же попытка поиска определения обычно приводит специалистов к бесплодным философским разговорам о «субъективно» и «объективно» новом.
Еще раз подчеркнем — психологию интересует внутренний мир личности, а указывающий на особенности этого внутреннего мира результат деятельности, характеризуемый как «объективно новый» или «субъективно новый» это уже внешняя характеристика, имеющая лишь опосредованное отношение к психике.
Нельзя не отметить и то, что сами попытки определить, что является новым, быстро приводят в тупик. Всегда ли новое должно состоять из новых элементов и включать в себя только оригинальные идеи? Ведь новым может быть и необычное сочетание уже известных частей. Существует и другой путь создавать новое: существенно усовершенствовать старое, да так, что оно изменится до неузнаваемости. Возьмем самолеты, корабли или автомобили начала ХХ века и аналогичные технические конструкции начала ХХI века.
Подведем промежуточный итог рассуждениям. Оказывается, творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности.
Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано; процесс подготовки к творчеству – как развивать творчество.
Продукты творчества – это не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах.
Другое по теме:
Развитие познавательной деятельности
А. Кругозор
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредствен ...
Дайте характеристику истории и современных тенденций зарубежной конфликтологии.
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
(1776 год).
В ней высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономичес ...
Анализ уровня психологической готовности испытуемых
экспериментальной и контрольной групп
Таблица 4
Результаты проведенного теста «Мотивационной готовности»
Экспериментальная группа
Контрольная группа
высокий уровень
средний
уровень
низкий
уровень
высокий уровень
средний
уровень
низкий
уровень ...