Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
Страница 1

Стили семейного воспитания » Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

По стилю отношений между родителями и детьми в семье различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

И.С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы как правило воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание- тип воспитания в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т.п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

По мнению Т.А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети особенно мальчики могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, когда они кажутся необоснованными, либо вызывают протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону терпимости также вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела и мешает формированию у него ответственной зависимости. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния- школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия способствует формированию личности со слабым Я. Обе эти крайности нарушают процесс социализации, осложняя для детей процесс перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Классификация видов памяти
Существует классификация основных видов памяти в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно – логическу ...

Сущность и своеобразие памяти
Память — это психический процесс запечатления, сохране­ния и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются предста ...

Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что с ...