Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
Страница 2

Стили семейного воспитания » Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого подростка.

Как полагает Л.С. Алексеева, наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым: он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Попустительский стиль обычно проверяется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого.

Чтобы понять взаимоотношения подростков с родителями, необходимо знать как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления в глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений, как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Как отмечает С.В. Ковалев, в основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. Причем мать в этом отношении обычно кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности и особенно в переходном возрасте эта зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Хуже всего обстоят дела, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что в многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью. Но есть и вполне достоверные данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти [7.-с.134-136]

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Сенсорное развитие
Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изоб ...

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся кл ...

Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой
Тест является модификацией ассоциативно - рисуночного теста Розенцвейга. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных условиях, в ситуации принятия решения ...