Сознание и бессознательное
Страница 3

Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют телесный источник, т.е. рождаются в организме. Психические представительства этих внутренних раздражений Фрейд называет влечениями и разделяет их на две группы: сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода и личные влечения, их цель – самосохранение человека. Сексуальное влечение или, как называет его Фрейд, либидо присуще людям с самого начала их жизни, оно рождается вместе с телом и ведет непрерывную, никогда не угасающую жизнь в организме и психике. В мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать человек, если бы он был предоставлен только принципу наслаждения, и не был связан внешними и внутренними ограничениями. Сюда входит все, что человек откровенно желал и ярко представлял себе в ранний период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо, когда он был более свободен.

Согласно Фрейду, душевная деятельность подобна айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявить себя. Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры основана на приоритете наслаждения, оказывающего решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Согласно его учению, слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечения, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса.

Понятием бессознательного охватывается совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся в данный момент контролю. Неосознанное может выступать как инстинкт, влечение как ощущение, восприятие и мышление как интуиция или сновидение. К бессознательным явлениям относятся: творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», рождение новых идеей, как будто от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддающихся сознательным усилиям.

Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения. Для человеческого разума непомерно тяжелый груз – контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не сможет результативно думать и разумно действовать, если все элементы его жизнедеятельности одновременно потребуют сознания.

Бессознательное не аморфно, а имеет структуру, элементы которой связаны между собой. Рассмотрим это на примере ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится фактом сознания. Срабатывают условные рефлексы на различные привычные раздражения органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Человек не в состоянии осознанно реагировать на множество воздействий, мгновенно переключаться между ними, держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия, сосредоточиваться на другом и не замечать третьего.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Общая характеристика дошкольного периода в психологической литературе. Основные особенности дошкольного возраста
Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочк ...

Психофизические упражнения
Психофизические упражнения называются так, поскольку их психический компонент накладывается на физическое движение, причём последнее помогает овладению первым. Идея разработки таких упражнений была заложена в начале 20-го века Питером Дон ...

Виды творчества и их особенности
Творчество издавна делят на художественное и научное. Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художес ...