Сознание и бессознательное
Страница 1

Всякая проблема имеет множество решений. Единственная трудность – найти среди них правильное.

Основное отличие человека от животных связано со сферой сознания. Эволюция развила в человеке способности мыслить, рассуждать, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы. На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать точный ответ. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в проявлениях сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Понятие «сознание» прошло долгий путь развития, получило различные трактовки в разных философских системах и школах. Приведу одно из его определений, достаточно сложное, но понятное: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». Сознание является одной из главных тем в исследованиях философов и психологов, это нашло свое отражение в многочисленных литературных и научных трудах. Значительный вклад в эту область знаний внесли великие философы и ученые Декарт, Спиноза, Кант.

Наряду с сознательными формами отражения действительности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в литературе и в обыденной жизни. Можно заметить, что возникновение некоторых мыслей, всплывающих в голове, мы не можем объяснить, непонятно откуда и как они возникают. Всем приходилось слышать такие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось». Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека, многие решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Есть много различных точек зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием. Сознание и проявление бессознательного давно изучаются специалистами, но до сих пор не удается решить проблему ни с материалистических, ни с идеалистических позиций.

Как зарождается бессознательное? Каждый из нас вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти детские переживания, не воспринимаемые сознанием взрослого, не пропали бесследно. В психическом мире так же как и в природе, ничто не исчезает бесследно, вытесненное из сознательной душевной жизни уходит в бессознательное. Сознание должно получать и обрабатывать все новые и новые впечатления от внешнего мира, переживать текущее эмоциональное состояние. Одновременный анализ сознанием старых и новых чувств практически невозможен, как и объективная оценка их важности для организма. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся внутренняя борьба. Только вытеснение пережитых удовлетворенных или неудовлетворенных чувств из сознания дает возможность сохранить сознание для новых чувственных восприятий и удержать психику в равновесии. На пути своего развития человеку приходится отказываться от многого, но более всего в сексуальной области, и эти отказы и другие, не приведенные в исполнение желания, вытесненные в бессознательное, могут привести к значительным проблемам с психикой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Волевая готовность
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими вн ...

Интеллектуальная готовность
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов ...

Сущность и особенности эмоций и чувств
В отличие от познавательных процессов, в которых действи­тельность отражается в виде ощущений, восприятий, понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отража­ется в форме переживаний, в ее соответствии или несоответст­вии ...