Сознание и бессознательное
Страница 2

Особый вклад в изучение проблем бессознательного внес венский профессор психиатрии, знаменитый ученый Зигмунд Фрейд. Среди психологов доктору Фрейду принадлежит особое место как автору учения о бессознательном, названного психоанализом. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех. Учение позволяет проникать в бытие человека на большую глубину, в отличие от классического сознания или, как иногда говорил сам автор, в «преисподнюю» психики. Ранее считалось, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд показал, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы серьезно отягощают жизнь и даже становятся причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, бессознательными побуждениями.

В 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого гипнотизера Бернгейма. Пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию пациентки он вполне удовлетворял. Она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее Бернгейм путем настойчивых расспросов и подсказок заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза. Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, ставших основой его концепции бессознательного:

– мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;

– поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;

– эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

Так родился метод исцеления души, названный психоанализом.

В общем плане психика человека, согласно Фрейду, представляется разделенной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Он считает бессознательное центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над ним. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. При неудачном ходе борьбы бессознательное может стать источником серьезных нервных заболеваний. Бессознательное, по Фрейду, является продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. Процесс образования бессознательного носит закономерный характер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Содержание бессознательного из случайных разрозненных переживаний объединяется в комплексы. Комплексы – это связанные группы переживаний, преимущественно сексуального характера, в основном общие для всех людей. Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Общая характеристика дошкольного периода в психологической литературе. Основные особенности дошкольного возраста
Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочк ...

Стили лидерства и руководства.
Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк ...

Типология суицида
Прежде чем приступить к изучению суицидальной активности нужно внести ясность, какие еще были мнения и теории научных деятелей, которые оставили свой след в развитии суицидологии и заложили основу в данную науку. Зигмунд Фрейд, работая н ...