Сознание и бессознательное
Страница 4

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует, и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Сознание осуществляет самонаблюдение и в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить. Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля.

За сознанием и бессознательным человека закреплен конкретный доминирующий инстинкт, который так или иначе воздействует на поведение человека, определяет его поступки, оказывает определенное влияние на принимаемые решения. Ученые делят людей на семь типов в соответствии с семью доминирующими инстинктами. Обычно у человека доминирует один или несколько инстинктов, остальные выражены слабее и влияют на деятельность личности в соответствующих обстоятельствах. Рассмотрим основные личностные типы и характерные свойства, присущие им.

Эгофильный тип – эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицания риска, тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

Генофильный (от латинского genus – род) тип – сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей, сверхтревожность относительно будущего своих детей.

Исследовательский тип – склонность к исследовательской деятельности, склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и других областях, способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач, устремленность к творчеству, самоотверженность в реализации творческих устремлений.

Либеральный (от латинского libertas – свобода) тип – склонность к протесту, бунтарству, предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности), стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничения, к цензуре, к подавлению «я»;

Доминантный тип – склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место, приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

Дигнитофильный (от латинского diginitas – достоинство) тип – нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Альтруистический тип – доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.

Как бы воспитание и жизненные обстоятельства не подавляли доминирующий инстинкт, он все равно будет оказывать воздействие через свои фундаментальные установки. Более того, в случае вытеснения его в бессознательное он и из неосознанной сферы все равно проявит себя сильно и непредсказуемо. А вот реализация доминирующего инстинкта в образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим принесет удовлетворенность, гармоничность, здоровье.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Психосоциальные аспекты
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро ...

Область взаимоотношений как базовое основание личности
Учеными выделены следующие показатели как базовые, определяющие особенности конкретных проявлений отношений: «Я — другой». Первый показатель характеризует то, как человек воспринимает другого человека (в когнитивном, эмоциональном и пове ...

Личностная готовность
Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручения ...