Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 4

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Мы предложили респондентам выделить нелюбимых персонажей. У всех испытуемых отрицательные герои и их характеристики не совпали с персонажами и их характеристиками, на которых испытуемые похожи или хотели бы походить. Нелюбимые герои описываются антонимами тех прилагательных, которые присутствуют в желаемом самоописании и в описании персонажей, на которых хочется походить. В целом мы имеем дело с отрицательным героем – злым, мстительным, жестоким; кроме того антипатичны неудачники, глупые и трусливые герои. Другой в этом случае выступает как антигерой, антипод, от которого следует максимально отличаться, а по возможности и бороться с его появлениями в себе. Этот образ антигероя также содержится в культурных текстах.

Мы соотнесли самоописания с характеристиками тех героев, на месте которых себя представляют испытуемые. Это дало нам возможность ответить на вопрос о том, могут ли герои культурных текстов быть другими, можно ли в них усмотреть себя, свою судьбу, хочется ли побыть на их месте. Все испытуемые смогли указать хотя бы 1 – 2 персонажей которые очень похожи на них (или чем-то напоминают их, возможно в какой-то жизненный период). Значит, респонденты склонны сравнивать себя с героями художественных текстов и в принципе ставят себя на их место. Эти персонажи содержат в себе от 2 до 6 прилагательных, использованных в реальном самоописании или их синонимов. Например: Соня из «Войны и мира» - семейная и романтичная, Доктор Браун «Назад в будущее» - трудолюбивый, умный, находчивый, Татьяна Ларина – доверчивая, мечтательная, скромная, наивная. Это является свидетельством того, что сталкиваясь с различными текстами наши респонденты пытаются увидеть в героях собственные качества, либо присваивают качества этих персонажей себе. Таким образом персонажи являются образами Других, в которых респонденты пытаются увидеть себя, с помощью которых они пытаются обозначить себя. Персонаж – Другой является в этом случае неким alter Ego испытуемого. Также все испытуемые смогли выделить героев (хотя бы одного), у которых они хотели бы позаимствовать некоторые черты. Например: Золушка – добрая, терпеливая, Буратино – хитрый, выносливый и т.д. Персонаж как Другой в этом случае выступает в качестве некоторого идеала. Характеристики этих персонажей описываются прилагательными, которые содержатся в желаемом самоописании (от 2 до 5 прилагательных). Однако, среди персонажей, у которых хочется позаимствовать некоторые черты, 12,5% испытуемых выделили отрицательных героев, но найденные у них черты можно назвать положительными (например, у Кощея Бессмертного хотелось позаимствовать чудесную способность не умирать). Таким образом, литературные произведения и фильмы предоставляют человеку набор различных особенностей Других в контексте определенной ситуации, которые в принципе можно и хотелось бы позаимствовать. Герои произведений являются теми другими, в которых усматривается собственная судьба, собственные особенности, на которые хочется в той или иной степени походить.

Выяснив, какими наши респонденты сами себя интерпретируют, как интерпретируют свою жизнь, в какую сторону хотели бы развиваться, какие желания осуществить, мы приступаем к анализу того, какими именно другими себя представляют наши респонденты.

В начале мы предоставили испытуемым виртуальную возможность прожить другую жизнь. 75% сменили имя, 40% - время и место рождения, 87,5% - род занятий, 7,5% - пол. Смену пола испытуемыми можно объяснить неадекватной гендерной идентичностью, что подтверждает и личностный профиль по шкале маскулинность-феминность: их личностные особенности и паттерны поведения свойственны лицам противоположенного пола. В качестве основных черт характера указываются 3-6 прилагательных практически полностью повторяют прилагательные, указанные в желаемом самоописании, или являются их синонимами. Значит, испытуемые, представляя себя другими, пытаются проявить себя в желаемых качествах, оценить, пригодятся ли им эти качества в их дальнейшей жизни. Таким образом осуществляется самопроектирование. Судьба у 42,5% испытуемых совпадает с идеальной по их мнению судьбой. В этой другой жизни реализуются те желания, которые они не достигли в реальной жизни. Мы можем сделать вывод, что в представлении себя живущим другую (не эту) жизнь часто реализуются те потребности и желания, которые неосуществимы в реальности. 25% придумали собственный фантастический сюжет. Основные мотивы, которые реализуются в нем – это победы на разных фронтах (в бою, в любви, в делах и т.д.), везенье и разнообразные авантюрные приключения, неожиданное превращение и раскрытие внутренних положительных качеств. Это еще раз подтверждает наше предположение о том, что в выдуманных других жизнях часто осуществляются потребности и желания принципиально неосуществимые в реальной жизни: нельзя быть пиратом и нападать на испанские галеры, нельзя сражаться на рыцарском турнире средневековья, как и нельзя путешествовать на машине времени. Это позволяет заключить, что в представлении себя другим человек пробует посмотреть на себя со стороны как на обладателя желаемых качеств и попробовать предсказать ситуацию, когда эти качества помогут ему добиться желаемого результата. Значит, в представлении себя другим человек реализует те потребности и желания, которые он считает неосуществимыми, и в тоже время пытается выявить те качества, которые ему могут помочь добиться желаемого, т.е. те качества, которые необходимо развивать в себе. В пользу этого свидетельствует и то, что персонажи не были статичными, а представлялись в развитии. Например: «До 4 лет девочка воспитывается в семье, потом ее отдают в монастырь. Там она много читает, становится умной и образованной. Потом она становится придворной дамой, выходит замуж. У нее появляются дети. Вскоре муж умирает. Она страдает, снова обращается к королеве. Королева назначает ее на работу в Академию наук. Она становится ученым. Жизнь проводит в окружении детей, поклонников». Из нашего примера видно, что персонаж проходит некое развитие. Героиня становится умной – это такой, каким бы хотел быть испытуемый. Способ развития в себе этого качества – чтение книг. Ум героине позволяет добиться желаемого: любви, интересной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

V4 – привлекательный запах
Девушка, от Вас так приятно пахнет. Что Вы пили сегодня? Запахи имеют очень большое значение в жизни человека, но те, кто специально не интересуются этим вопросом, часто недооценивают их значение. Известный немецкий философ и социолог, о ...

Проблема трудностей в обучении в младшем школьном возрасте. Понятие и содержание психологических трудностей в обучении
При рассмотрении понятия неблагополучия очень часто упоминаются термины "недостаток", "отклонение", "трудности". Некоторые авторы рассматривают их как синонимы[13, с. 22]. По мнению Ю.З.Гильбуха данные понят ...

Исследование влияния символов, понимание их смысла и значения на восприятие музыкального произведения
Современный взгляд на культуру рассматривает ее как "среду, формирующую ценностно-смысловые схемы мышления" (В.Р. Дулат-Алеев), причем одной из самых влиятельных является ее символическая концепция: "Культура - это система ...