Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 2

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Мы сопоставили реальное самоописание и желаемое самоописание (каким я хочу быть). В желаемых самоописаниях испытуемые указывали в основном положительные черты – это были либо универсальные положительные качества (типа добрый, талантливый, умный, дружелюбный, красивый), либо качествами, оценивающимися положительно в русской культуре (типа терпеливый, трудолюбивый, духовный, мудрый), либо «предпринимательскими» качествами, способствующими успешности в современном мире (типа упорный, удачливый, твердый, решительный, рисковый, современный). Возможно это связано с тем образом, который проповедуется в современном обществе, а именно с образом во всех отношения положительного и успешного человека. Возможно, что выбор положительных качеств связан с «социальной желательностью», вызванной ситуацией опроса. В желаемых самоописаниях испытуемые желали либо усилить некоторые свои качества, либо приобрести новые качества. Для нас важно, какие качества имеют те другие, в роли которых себя представляют испытуемые.

Мы проанализировали автобиографии и комментарии к ним. Это дало нам возможность выяснить основные события в жизни испытуемых, отношение к ним, их интерпретацию собственной жизни, чтобы в дальнейшем сопоставить ее с переживаемой другой жизнью. Когда мы попросили написать краткую автобиографию из 10 предложений, мы получили в целом «официальную» биографию – перечень нормативных событий: рождение, учеба в школе, учеба в институте, карьера, создание семьи, рождение детей. Можно сделать вывод, что подобные биографии рассчитаны на внешнего, стороннего слушателя. Они в значительной степени формализованы. Далее мы попросили прокомментировать свою автобиографию: выделить наиболее значимые события и выстроить ассоциативные цепочки к каждому из них. Это представляет собой некоторый избыток автобиографии. Хотя в подавляющем большинстве случаев выделенные события встречаются и в официальных биографиях, но отношение к ним неоднозначное. Например, «учеба в институте – друзья, любовь, буйство в общаге, весело, диплом», «учеба в институте – друзья, умные профессора, интересная практика», «институт – скучные лекции, разочарование, экзамены». Это уже позволяет выделить некий общий повествовательный мотив или несколько таких мотивов, некое «доминирующее настроение» в жизни. Подобные события, даже если они вполне заурядные, по тем или иным причинам выпадают из повседневности. Это указывает на некую «смысловую наполненность» события. Возможно, этот смысл будет транслироваться и считываться из сюжетов жизни других.

Мы попросили респондентов описать идеальную судьбу. Мы должны были проследить какая судьба считается идеальной, совпадает ли она с судьбой респондента, прослеживается ли она в дальнейшем в представлении себя другим. В целом мы получили некоторый перечень событий, которые должны случиться с человеком, чтобы его судьбу можно было назвать идеальной. Для 62,5% испытуемых идеальная судьба определяется достижением успехов в различных сферах: семья, образование, карьера, здоровье, материальные приобретения. Например: «Самое главное – это семья: любимый муж, дети. Потом интересная работа, успех в ней. Ну и дом, куда можно придти, отдохнуть, куда можно привести своих родных, друзей». Для 20 % испытуемых идеальная судьба – это насыщенность жизни разнообразными приятными сюрпризами, яркими событиями. «Главное, чтобы человек не сидел и не скучал, вообще надо попробовать все». У многих испытуемых - 37,5% - встречается мотив удачи, «халявы», как необходимого компонента идеальной судьбы. «Идеальная судьба та, где тебе везет и ты не прикладываешь почти никаких усилий для достижения успеха» Единичными были такие мотивы как власть, спокойствие и размеренность, отсутствие трудностей и проблем. Некоторые испытуемые 22,5% подчеркивали индивидуальный характер термина «идеальная судьба», подчеркивая тем самым индивидуальную интерпретацию и собственное понимание данного оборота. Все пришли к выводу что их судьба лишь частично совпадает с идеальной, а у некоторых из них - (7,5%) – вовсе не совпадает с идеальной. 25% испытуемых указывают на временный характер этого явления, они предполагают, что со временем добьются желаемого или изменится ситуация. 32,5% полагают, что никто не имеет идеальной судьбы и они в том числе. Никто из испытуемых не считает свою судьбу негативной (та судьба, которую им не хочется, чтобы она им досталась). Негативная судьба определяется неуспешностью в во всех значимых сферах, судьба неудачника, а также присутствие в жизни плохих ненормативных событий, таких как потеря близких, лишение свободы, болезни близких и т.д. Итогом стало написание некоего вывода «Моя жизнь – это…» Мы получили некий общий мотив интерпретации собственной жизни и себя в контексте этой жизни, определение некоего центрального модуса существования. Например: моя жизнь – испытание, я должен выстоять; моя жизнь – праздник, я радуюсь; моя жизнь борьба, я – борец; моя жизнь труд, я – работник и т.д (рис.1)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Вклад А. Коллонтай в «женский вопрос»
Основная заслуга в разработке нового взгляда на социальные отношения между полами, которые должны сложиться в социалистическом обществе, принадлежала признанному теоретику большевиков в этом вопросе Александре Коллонтай. Александра Коллон ...

Деловая беседа, как основная форма делового общения.
Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры ( собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения, де ...

Психофизические упражнения
Психофизические упражнения называются так, поскольку их психический компонент накладывается на физическое движение, причём последнее помогает овладению первым. Идея разработки таких упражнений была заложена в начале 20-го века Питером Дон ...