Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 1

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Анализ результатов осуществлялся как качественно (содержательно анализировались ответы каждого испытуемого индивидуально), что позволяет проследить особенности представления себя другим, так и количественно (анализировалась частота ответов определенного типа на разные задания), что позволило сделать обобщение полученных данных и сделать вывод о том, подтвердились ли наши гипотезы или нет. Для доказательства гипотезы о том, что, представляя себя другим, человек планирует собственное развитие, мы предприняли следующие процедуры: 1) выяснили, каким испытуемый хочет быть – желаемое самоописание; 2) сопоставили выделенные им характеристики с характеристиками, которые он теми другими, в роли которых себя представляет; 3) выяснили каким испытуемому представляется его будущее; 4) сопоставили это представление о собственном будущем с развитием сюжета представления себя другим. Для доказательства гипотезы о том, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни мы предприняли следующее: 1) выявили какие потребности и желания каждый испытуемый считает неосуществимыми; 2) выявили степень удовлетворенности реальной жизнью; 3) сопоставили это с тем, какие потребности и желания осуществляют испытуемые в качестве других. Для выяснения предположения, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других, мы использовали следующие приемы: 1) выяснили круг чтения испытуемых; 2) выяснили склонны ли испытуемые видеть в персонажах себя, свою судьбу, хотят ли они походить на какого-либо персонажа; 3) проследили представляют ли испытуемые себя в роли каких-либо персонажей, каких именно. Для подтверждения предположения, что представляя себя другим человек лучше представляет каков он есть мы провели повторное тестирование на самоописание с целью проследить: 1) расширился ли набор характеристик, которыми субъект описывает себя; 2) вошли ли в этот набор характеристики тех других, в роли которых себя представлял субъект; 3) увеличилось ли количество шкал, присутствующих в самоописании. Кроме того, содержание представлений себя другим мы анализировали на предмет того, какие модусы в них представлены. Их мы сопоставили с теми модусами, которые получились в результате интерпретации собственной жизни испытуемых.

Так как в чистом виде нас не интересовал психологический портрет каждого испытуемого, то результаты по FPI мы интерпретировали параллельно с результатами по другим методикам. Профили никак не отразились ни на желании испытуемых представлять себя другими, ни на особенностях этих представлений. Мы можем сделать вывод, что человеку свойственно представлять себя другим независимо от его личностных особенностей. Полученные результаты по FPI представлены в Приложении III.

Собственно полученные нами личностные профили мы сопоставляли с реальными самоописаниями, чтобы выявить начальный уровень того, какими себя считают испытуемые, насколько хорошо они себя знают. Сопоставление самоописаний (какой я есть – реальное самоописание) и личностных профилей дало нам следующую картину (см. Приложение IV): мы не обнаружили противоречивых самоописаний, а также самоописаний противоречащих полученным личностным профилям. Однако следует отметить, что не все шкалы присутствовали в самоописаниях. В среднем каждый испытуемый отразил в самописании от 3 до 7 шкал. Чаще всего отражались шкалы №3 (депрессивность) – пессимистичный, неуверенный, грустный или смелый, уверенный, веселый, жизнерадостный, беспечный; №5 (социальная активность) – общительный, дружелюбный, одинокий; №6 (уравновешенность) – уверенный, упорный, спокойный, тревожный; №8 (застенчивость) – робкий, скромный, отважный, смелый; № 9 (открытость) – открытый, доверчивый, замкнутый, подозрительный; № 10 (экста-интроверсия) – общительный, активный, предприимчевый, эмоциональный. Подобная картина может свидетельствовать о том, что некоторые личностные особенности не осознаются или же не признаются существенными. В тоже время непротиворечивость профилей и самоописания свидетельствует в достаточно высоком уровне самопознания и откровения испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Экспериментальная часть. Обоснование выбора методики исследования
В современной педагогической литературе: отмечается, что работа с детьми осложнилась, что дети сейчас не те, избалованы, эмоционально неустойчивы, имеются проблемы в общении и т.д. Для продуктивной педагогической деятельности, прежде всег ...

Пол человека и различные виды деятельности. Пол и учебно-воспитательная деятельность
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное - учитывает ли их половые особенности при подаче учебного матер ...

Следование вдоль ручья
Ручей - это орально-материнский символ, отражающий также динамику внутренних психических процессов и психическое развитие в целом, показывающий, насколько непрерывно, гармонично и последовательно протекает внутренняя психическая жизнь. Кр ...