Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 3

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Рис. 1 Модусы, в которых интерпретируется собственная жизнь.

Как видно из рисунка, чаще всего собственная жизнь интерпретируется в модусах долга («Моя жизнь – это миссия на благо человечества…»), заботы (Моя жизнь – это помощь близким, воспитание дочери»), одиночества («Моя жизнь – это моя жизнь с моими радостями и моими трудностями») и страдания («Моя жизнь – это серые, скучные будни»)

Можно предположить, что данный мотив, возникнув один раз в попытках осмыслить и объяснить свою жизнь, может усматриваться как действующий и в других обстоятельствах, особенно, если субъект счел его доказанным последующими обстоятельствами, а также прослеживаться в сюжетах представления себя другим. Однако, мы попросили испытуемых 10 раз продолжить фразу «Жизнь – это». Все смогли продолжить эту фразу минимум 4 раза, причем полученные смысловые конструкции не совпадают с полученным в итоге мотивом собственной жизни. Следовательно, респонденты допускают возможность других интерпретаций их собственной жизни, или жизни других, «не моей жизни». Интересным является и тот факт, что 25% испытуемых смогли выделить персонаж, который похож на них судьбой. Причем, интерпретация его жизни совпала с главным модусом собственной жизни. Таким образом, субъект пытается усмотреть в культуре через Другого мотивы собственной жизни и, возможно, предположить, что ожидает его в будущем.

Следует отметить, что своей жизнью удовлетворены только 15%. Никому из испытуемых не удалось реализовать все, что хотелось. Многие хотели бы что-либо изменить в своем прошлом: поступки, жизненные выборы, отношения с людьми. То есть мы видим неудовлетворенность своим прошлым. У всех нашлись «три заветных желания» - в основном это желание успеха в различных сферах деятельности, желание более насыщенной жизни, то есть испытуемые пытались довести свою жизнь до идеала. Были и некоторые желания из разряда «просто хочется»: научиться кататься на коньках, вернуться на некоторое время в прошлое, узнать будущее, еще три желания на всякий случай и т.д. 42,5 % испытуемых не могут осуществить все, что хотят в принципе. В общем добиться желаемого испытуемым мешают обстоятельства и личностные особенности. Настоящая повседневная жизнь приносит удовлетворение 70%, однако и они желают разнообразия. Все свои надежды респонденты связывают с будущим. От будущего ожидается реализация своих желаний, которые сегодня не осуществимы, но их реализация возможна. 52,5% хотелось бы изменить что-либо в своей личности – желаемый результат описывался в среднем 2 – 5 прилагательными, которые присутствовали в желаемом самописании. 77,5% хотелось бы по-другому проявить себя, 27,5% признались, что мечтают о фантастическом, 82,5% думают, что их жизнь могла сложиться по-другому. Таким образом, это свидетельствует о том, что все испытуемые хотят в той или иной степени побыть другими, а следовательно и представляют себя другими.

Задание №5 было направлено на выяснение круга чтения и интересов. Наши испытуемые оказались довольно читающей публикой. Некоторые предпочитали смотреть фильмы. Среди любимых книг присутствуют книги трех видов: 1) классические литературные произведения, фильмы, которые смотрели все. Например: «Мастер и Маргарита», «Идиот» и т.д., фильм «Москва слезам не верит», комедии Э. Рязанова; 2) тексты, которые наиболее распространены в тот или иной период: «Тихий Дон», романы Д. Стилл, произведения Р. Толкиена и т.д.; 3) книги, которые не распространены, но субъект обнаружил в них что-либо важное для себя: Э. Крапп «Боги с небес», Г. Гессе «Игра в бисер», М. Расул «За день до любви». Мы получили некий набор текстов, из которых могут черпаться образы других. Далее мы попросили испытуемых назвать любимых персонажей. Персонажи в основном были героями любимых книг. Например: любимая книга «Граф Монте-Кристо» - любимый герой – граф, привлекает – ум, благородство, смелость. Следует отметить, что только у 7,5% испытуемых хотя бы один любимый персонаж совпал с теми, на которые они считают себя похожими, но как любимые и как похожие они содержат разные характеристики. Однако сам факт совпадения косвенно говорит нам о высокой степени самопринятия. У 25% испытуемых совпали любимые герои и те, у которых хотелось бы позаимствовать что-либо, у 67,5% совпали характеристики. В целом в качестве любимого персонажа можно назвать классического положительного героя, который обладает уверенностью в себе и своих силах, добротой, отзывчивостью, мудростью, смелостью, силой, общительностью и находчивостью. На него же в основном и хочется походить испытуемым. Таким образом, в культуре закрепляется положительный образ, который добивается успеха, на него ориентируются, следовательно он является идеалом, видимым как другой, на которого следует походить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Особенности в преодолении и мотивации к преодолению личностью экстремального опыта в мирной жизни после военных действий в Чечне
В любом случае посттравматический стресс постепенно проходит, но этот процесс ускоряется в ходе реабилитации. На нормализацию психического состояния воина также влияет мотивация к преодолению экстремального опыта в мирной жизни. Особенно ...

Выводы
­ Психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направления на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. Объ ...

Взгляды Иоанна Дамаскина на познавательную сферу человека
Рассмотрим сначала взгляды Иоанна Дамаскина на познавательные процессы (силы), придерживаясь этой классификации. Вообще, познавательным процессам уделяется достаточно много внимания, и это не случайно, потому что именно познание является ...