Фактор очередности рождения детей в семье.Страница 1
На формирование индивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. Важный фактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующего ребенка их реакции и поведение меняются. Меняется ситуация в семье, материальное положение, одна и та же женщина в 20 и в 35 лет имеет разный жизненный опыт. Кем же лучше быть, старшим, младшим, средним? Однозначного ответа нет: у каждой позиции есть свои плюсы и минусы.
Для старшего характерно много внимания и много ожиданий. Он появился в семье первым, и какое-то время остается единственным. Как правило, ему уделяют много времени, с ним много занимаются. Но ему достаются и тревоги, и неуверенность молодых родителей. Мужчина и женщина становятся отцом и матерью именно благодаря ему; с ним вместе они проживают заново то наследство, которое вынесли из своего детства и с которым, возможно, не до конца разобрались. До рождения первенца, мы не имеем другого опыта воспитания, кроме того, как воспитывали нас самих. Поэтому со своим первым ребенком мы либо повторяем родительский стиль воспитания, либо пытаемся все делать наоборот. Отказ от привычного стиля ничуть не лучше слепого следования ему: он также демонстрирует нашу зависимость от родителей. Образно говоря, первенец оказывается промокашкой, которую первой прикладывают к кляксе и которая впитывает больше всего чернил.
Пока он у родителей один, он все время на передовой — внимание взрослых сосредоточено только на нем. Такая позиция может восприниматься как привилегированная, но, как только его поведение перестает устраивать родителей, возникает конфликт, и взрослые нередко готовы отстаивать свою позицию до победного конца (ведь еще нет следующих детей, которые будут претендовать на их внимание). И, конечно, рано или поздно старший сталкивается с испытанием, которым для него неизбежно становится рождение брата или сестры.
Младший является любимчиком в семье и конкурентом для старшего ребенка. Самый младший в семье имеет дело с опытными родителями, которые меньше тревожатся, чем после рождения первенца. У него больше шансов стать любимчиком, и часто родители склонны, не отдавая себе отчета, задерживать его взросление, оставляя его «своим малышом». У последнего ребенка нет соперника, идущего ему на смену, благодаря которому он чувствовал бы потребность поскорее вырасти, научиться чему-то, — ему некуда торопиться. Младшим свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство. У них могут возникнуть проблемы с самодисциплиной, им бывает трудно самостоятельно принимать решения. Быть любимчиком не так уж и выгодно: чтобы продолжать нравиться, он подчиняется желаниям родителей. Но так он еще больше противопоставляет себя старшим братьям и сестрам, которые, конечно же, ревнуют. Не все проявления ревности очевидны для родителей. Так, если старшие играют с малышом, как с куклой, родители обычно одобряют их поведение. Но на самом деле старшие таким образом обезвреживают потенциального конкурента, не давая ему расти: они всегда готовы помочь малышу одеться или покормить его, хотя он уже умеет делать это сам.
Он знает, что силой в отношениях ничего не добьешься. Поэтому часто вырабатывает обходные пути достижения своих целей. Младшие становятся настоящими мастерами общения, ведь им приходится жить в обществе старших и учиться выстраивать с ними отношения. Семья первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок, и старший проходит его, общаясь только со взрослыми, второй простраивает отношения с партнером-соперником. А младшему достается еще больше партнеров, его опыт богаче и разнообразнее. Но в то же время школа жизни младшего суровее: родители всегда пойдут навстречу ребенку, а старшие брат или сестра такими снисходительными не будут, поэтому у младшего есть опыт борьбы (чаще всего закулисной) за свое место в семье.
Другое по теме:
Особенности развития внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях.
Исходя из особенностей внимания учащихся начальных класс ...
Выводы
Психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направления на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. Объ ...
Экспериментальное изучение психологических трудностей в обучении учащихся 2
– х классов. Организационно-методическое обеспечение
исследования
С целью проверки гипотезы, сформулированной в начале исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой для эксперимента стала МОУ «Гимназия № 1» г. Ульяновска. Экспериментальным был 2 класс в составе 10 человек. Работа п ...