Психологическая устойчивость личности

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабиль­ный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, рав­новесие» [2].

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability – психическая стабильность (устойчивость) [3].

В словаре А. Ребера [4] «устойчивый» понимается как характери­стика индивида, поведение которого относительно надежно и последо­вательно. Его антоним – термин «неустойчивый», имеющий в психоло­гии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» – это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» – это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот тер­мин используется как своего рода неформальный психиатрический ди­агноз.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональ­ных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В английском, немецком, француз­ском и испанском языках слово «устойчивость» – синоним слова «ста­бильность».

Психологическая устойчивость – это динамика устойчивых со­стояний личности как системы, при которых она способна с опреде­ленной вероятностью идентифицировать и блокировать внешние и внутренние негативные воздействия.

Другое по теме:

Проведение практической работы по проблеме влияния СМИ
Для решения проблемы негативного влияния средств массовой информации на подростков, проведем собрание на тему «Телевизор в жизни семьи» (См. Приложение 3). Собрание начнем с вступительного слова: «Телевизор в жизни подростка – это хорош ...

Физиологические основы психики человека
1. Строение нервной системы человека. Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Ц.Н.С. состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга. В этих ...

Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов
В отечественной психологии проблема индивидуальности и индивидуальных различий рассматривалась в работах ряда психологов (Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, И.В. Равич-Щербо, С.Л. Рубинштейн, ...