Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 8

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

- архетипом Вождя – который обнаруживает себя в умении управлять, организовывать, влиять на людей и быть ответственным за их будущее.

Прослеживались также архетипы Искателя, Творца, Бунтаря, Любовника. Все это нам очерчивает модус бытия мужчиной. Эти архетипические особенности прослеживались в реальных (20%) и в желаемых самоописаниях (32,5%) мужчин и только у 7,5% женщин (в реальных и/или желаемых самоописаниях).

Герои-женщины чаще всего проявляли себя как заботящиеся, любящие, внимательные, жертвенные, покорные. Обычно они искали себе спутника жизни, заботились о ком-либо, помогали мужчинам. Полученный персонаж чаще всего соотносится со следующими архетипами:

- архетипом Матери – обнаруживается в стремлении заботиться, оберегать, рожать детей;

- архетипом Коры – проявляет себя в беззащитности, в стремлении быть завоеванной, в покорности, в чистоте и невинности, в стремлении стать невестой;

- архетип Спутницы – выражался в помощи героям, во всем подчиняться и угождать, но в то же время руководить.

Кроме того прослеживались такие архетипы как Старуха (мудрая), Блудница, Красавица, Золушка. Все эти ипостаси очерчивают нам модус бытия женщиной. Эти архетипические особенности прослеживаются в самоописаниях женщин (22,5% - в реальных и в 30% желаемых) и в 5% самоописаний мужчин (реальных и/или желаемых).

Это дает нам возможность сделать вывод, что представление себя другим героем-мужчиной и героем-женщиной дает возможность испытуемым определить себя в оппозиции «мужчина – женщина». Необходимо отметить некоторые особенности. В некоторых сюжетах мы увидели героинь, которым свойственны мужские черты: целеустремленность, настойчивость, сильный характер и т.д. Они часто выполняли «мужскую работу»: открыто управляли кем-либо, спасали, добивались любви. В тоже время некоторые герои проявляли себя как безвольные, покорные, зависимые, что рисовало образ «слабого, женственного мужчины». Это может быть свидетельством того, что в современной культуре идет процесс размывания гендерных различий и ролей, пропагандируется идея равенства полов по правам, обязанностям и ролям, выполняемым ими в современном обществе. С другой стороны подобные фантазии могут рассматриваться как попытку определить себя как мужчину или женщину через проявления своеобразных анти-мужественности и анти-женственности. То есть Другой предстал как фундаментально отличный.

В этих представлениях герои, придуманные испытуемыми, реализовывали заветные желания испытуемых. Явно прослеживался способ удовлетворения желаний. Вот пример из протоколов. «Наследная принцесса Мария учится управлять своим государством. Она сочетает в себе женские и мужские качества. У бабушки она учится быть мудрым правителем. После смерти отца она занимает его трон, становится самой мудрой женщиной. Вскоре у нее рождается сын. До конца своих дней она остается мудрым правителем». Здесь реализуется желание быть успешной в социальном плане – выражается в стремлении занять трон и добиться признания в качестве правителя, добиться власти. В реальности субъект не может занять трон не будучи прямым наследником. В обычной жизни испытуемый пока не добился желаемых успехов в социальной сфере. Для этого героине необходимо сочетать мужские и женские качества, приобрести опыт у более мудрого человека. Женскими качествами она обладает, т.к реализует модус бытия женщиной (она мать своему сыну, мать своей стране). Необходимо развить в себе мужские качества. Подобное сочетание качеств вместе с подходящими обстоятельствами позволяют героине добиться желаемого результата. Этот пример служит иллюстрацией того, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни. Осуществление желаемого возможно благодаря привлечению внутренних резервов, развитию в себе желаемых качеств. Это позволяет увидеть новые качества в себе, посмотреть на себя с другой стороны, лучше узнать себя.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс
Уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Э ...

Ценностно-смысловая сфера личности. Смысловая концепция травмы и стресса
Превращение события, ситуации из повседневного фактора в неповседневную экстремальную ситуацию высвечивает фундаментальный феномен личностного смысла, без учета которого невозможно психологически адекватно определить феномен стресса. Смыс ...

Психология управления.
Глубокие изменения в обществе на рубеже 20 и 21 веков обусловили интерес к социальному знанию, внимание к проблемам взаимосвязи общества и личности, руководителя и подчиненного. Среди дисциплин, изучающих общество и общественные отношения ...