Анализ и интерпретация результатов. ВыводыСтраница 8
- архетипом Вождя – который обнаруживает себя в умении управлять, организовывать, влиять на людей и быть ответственным за их будущее.
Прослеживались также архетипы Искателя, Творца, Бунтаря, Любовника. Все это нам очерчивает модус бытия мужчиной. Эти архетипические особенности прослеживались в реальных (20%) и в желаемых самоописаниях (32,5%) мужчин и только у 7,5% женщин (в реальных и/или желаемых самоописаниях).
Герои-женщины чаще всего проявляли себя как заботящиеся, любящие, внимательные, жертвенные, покорные. Обычно они искали себе спутника жизни, заботились о ком-либо, помогали мужчинам. Полученный персонаж чаще всего соотносится со следующими архетипами:
- архетипом Матери – обнаруживается в стремлении заботиться, оберегать, рожать детей;
- архетипом Коры – проявляет себя в беззащитности, в стремлении быть завоеванной, в покорности, в чистоте и невинности, в стремлении стать невестой;
- архетип Спутницы – выражался в помощи героям, во всем подчиняться и угождать, но в то же время руководить.
Кроме того прослеживались такие архетипы как Старуха (мудрая), Блудница, Красавица, Золушка. Все эти ипостаси очерчивают нам модус бытия женщиной. Эти архетипические особенности прослеживаются в самоописаниях женщин (22,5% - в реальных и в 30% желаемых) и в 5% самоописаний мужчин (реальных и/или желаемых).
Это дает нам возможность сделать вывод, что представление себя другим героем-мужчиной и героем-женщиной дает возможность испытуемым определить себя в оппозиции «мужчина – женщина». Необходимо отметить некоторые особенности. В некоторых сюжетах мы увидели героинь, которым свойственны мужские черты: целеустремленность, настойчивость, сильный характер и т.д. Они часто выполняли «мужскую работу»: открыто управляли кем-либо, спасали, добивались любви. В тоже время некоторые герои проявляли себя как безвольные, покорные, зависимые, что рисовало образ «слабого, женственного мужчины». Это может быть свидетельством того, что в современной культуре идет процесс размывания гендерных различий и ролей, пропагандируется идея равенства полов по правам, обязанностям и ролям, выполняемым ими в современном обществе. С другой стороны подобные фантазии могут рассматриваться как попытку определить себя как мужчину или женщину через проявления своеобразных анти-мужественности и анти-женственности. То есть Другой предстал как фундаментально отличный.
В этих представлениях герои, придуманные испытуемыми, реализовывали заветные желания испытуемых. Явно прослеживался способ удовлетворения желаний. Вот пример из протоколов. «Наследная принцесса Мария учится управлять своим государством. Она сочетает в себе женские и мужские качества. У бабушки она учится быть мудрым правителем. После смерти отца она занимает его трон, становится самой мудрой женщиной. Вскоре у нее рождается сын. До конца своих дней она остается мудрым правителем». Здесь реализуется желание быть успешной в социальном плане – выражается в стремлении занять трон и добиться признания в качестве правителя, добиться власти. В реальности субъект не может занять трон не будучи прямым наследником. В обычной жизни испытуемый пока не добился желаемых успехов в социальной сфере. Для этого героине необходимо сочетать мужские и женские качества, приобрести опыт у более мудрого человека. Женскими качествами она обладает, т.к реализует модус бытия женщиной (она мать своему сыну, мать своей стране). Необходимо развить в себе мужские качества. Подобное сочетание качеств вместе с подходящими обстоятельствами позволяют героине добиться желаемого результата. Этот пример служит иллюстрацией того, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни. Осуществление желаемого возможно благодаря привлечению внутренних резервов, развитию в себе желаемых качеств. Это позволяет увидеть новые качества в себе, посмотреть на себя с другой стороны, лучше узнать себя.
Другое по теме:
Воспитание и потребность достижения
У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не б ...
Психологические причины роста этнической идентичности
Среди множества вопросов, требующих ответа этнопсихологов, и те, которые затронуты в этой работе: каковы психологические причины роста этнической идентичности в наше время, почему именно этнические общности часто оказываются аварийными гр ...
Понятие экстремальности. Виды экстремальности
Раннее мы рассмотрели, из чего складывается экстремальность, ее отличие от просто травматической ситуации. Также охарактеризовали условия экстремальности, приводящие к трансформация бытия и смысловой сферы личности. Необходимо конкретизир ...