Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 9

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Итак, мы выявили некоторые особенности представления себя Другим. Как мы увидели, испытуемые пытались усмотреть в Другом как сходства с самим собой, так и различия. Спустя некоторое время мы дали повторное задание на самоописание с целью проверить что дало представление себя другим для самопознания. Мы обнаружили следующие результаты. Для сопоставления мы использовали метод сравнения средних – t – критерий. (Приложение V и VII) У всех испытуемых значимо увеличился перечень прилагательных, используемых в самоописании. Кроме того, значимо увеличилось число шкал личностных профилей, присутствующих в реальном самоописании (рис.3) В полученное самоописание вошли 2-4 характеристики тех других, в роли которых представляли себя испытуемые.

Рис. 3. Изменение самоописания.

Из рисунка видно, что перед представлением себя другим испытуемые описывали себя в среднем 12-13 прилагательными, то после представления себя другим испытуемые описывали себя 17 прилагательными. До представления себя другим испытуемые описывали то, какими они хотят быть 10-11 прилагательными, после прохождения заданий желаемое самоописание состояло из 14 прилагательных. Кроме того, до представления себя другим в реальном самоописании находили выражение 5 шкал личностного профиля, то после выполнения заданий в полученном самоописании нашли отражение 7 шкал. Мы не можем твердо утверждать, что представление себя другим привело к увеличению количества шкал, присутствующих в самоописании, поскольку увеличилось количество характеристик, которыми испытуемые описывают себя. Вместе с ними увеличилось и количество шкал присутствующих в самоописании. Мы можем утверждать только, что увеличение характеристик, с помощью которых субъект описывает себя, ведет к увеличению количества шкал, присутствующих в полученном самоописании (коэффициент корреляции этих величин составил 0,67). В тоже время мы можем утверждать, что в результате представления себя другим субъект расширил набор характеристик, присутствующий в самоописании. Таким образом, мы можем сказать, что, представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.

Теперь мы обратимся к рассмотрению некоторых прослеженных нами тенденций, общих для всей группы.

Во–первых, наибольшее разнообразие образов Других мы обнаружили у испытуемых в возрасте 20-30 лет и 40-51 (пик приходится на 22-23 и на 48-49). Это объяснимо с точки зрения ситуации развития. Кризисы становления самосознания, согласно Л.С. Выготскому, связаны с фундаментальными изменениями ситуации развития. Основой является изменение отношений субъекта с окружающим миром. В контексте нашего обсуждения можно предположить, что в экзистенциальных кризисах ситуации начинают предлагать новые модусы для самоинтерпритации, чем те, к которым привык субъект. Они начинают разрушать целостные представления человека о себе, изменять их. Человек начинает искать в разных источниках (в том числе и в культурных текстах) таких других, которые позволяют проследить другие модусы существования. В этих других субъект пытается разглядеть себя, свое место в мире. Понятно, что в этом случае субъекту предоставляется возможность расширить самоописание, способы самопрезентирования. В молодости человек ищет себя, свой путь в жизни, хочет во всем себя попробовать. В связи с этим он особо нуждается в самопознании, так как ему необходимо осуществить свой выбор, поставить цели и достигать их. Здесь очень важно не ошибиться в себе самом, чтобы потом не было больно за бессмысленное существование. В возрасте 40 – 50 лет наступает время подведения предварительных итогов. Человек вновь обращается к самому себе с целью познать себя, чтобы смириться со своими ошибками и неудачами и найти новые возможности, поставить новые цели развития. Возраст 30 - 40 лет – это время реализации поставленных целей, самопознание выполняет скорее функцию корректировки пути достижения поставленных целей. Подобная закономерность также косвенно подтверждает нашу главную гипотезу. Когда человек нуждается в самопознании, он привлекает все возможные ресурсы, в том числе начинает представлять себя другим.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, с помощью совершенствования их органов чувств Данная программа рассчитана на 10 игровых занятий с детьми подготовительной группы. Каждое заня ...

Обработка и интерпретация данных
После прохождения группой испытуемых всех пяти диагностических методик, их анкеты, опросники и прочие материалы обрабатываются согласно указанным выше правилам. Для удобства и анонимности имена испытуемых заменяются буквами русского и лат ...

Выводы
Таким образом, мы выяснили, что детям с ЗПР характерно формальное усвоение требований. Нарушение правил, установленных изначально. Значимость продукта (цели) такими детьми не осознается. Наблюдается стереотипия, однообразие. Выявляются ра ...