Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей
дошкольного возраста в работах зарубежных психологовСтраница 1
Анализ зарубежных исследований показывает, что можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме в соответствии с различными аспектами рассмотрения развития способностей ребенка, и прежде всего интеллектуальных.
В рамках первого подхода
различия в интеллектуальном развитии связываются с общей моделью развития интеллекта. Как правило, эти различия интерпретируются с помощью понятия «общие умственные способности». Дж.Б.Кэрролл, автор книги «Познавательные способности человека», подчеркивает, что при изучении способностей основная проблема заключается в определении психологических качеств, которые рассматриваются как способности; в нахождении их места в познавательной деятельности и в их измерении, позволяющем выявить уровень развития способностей. Данные качества и их группы определяются в основном путем использования статистических моделей анализа интеллекта, а уровень развития умственных способностей традиционно измеряется с помощью тестов интеллекта.
Особенно популярна была теоретическая модель развития интеллекта Ч.Спирмена, полагавшего, что основной характеристикой интеллекта является наличие общего фактора. Соответственно, индивидуальные различия в развитии интеллекта определяются его количеством, измеряемым IQ. Различия в IQ позволяют дифференцировать детей по их интеллектуальным способностям от умственной отсталости до умственной одаренности.
Серьезный шаг в анализе развития интеллекта был сделан Векслером, который начал рассматривать интеллект как структурное образование. Под интеллектом Векслер понимал способность целенаправленно действовать, рационально размышлять и эффективно взаимодействовать с окружающей средой. При таком общем определении интеллекта Векслер разделил умственные способности на вербальные и невербальные и показал, что у разных детей может доминировать та или иная группа способностей. Дифференцированная оценка уровня умственного развития детей по двум данным шкалам позволяет выявить не только возрастные, но и качественные индивидуальные особенности развития интеллекта.
Аналогично Терстоун выступил против идеи характеризовать интеллект с точки зрения развития его общего фактора. Он показал, что существуют различные группы способностей, и дети, показывающие высокие показатели развития одних способностей, могут показывать низкие показатели развития других. Им было выделено семь основных умственных способностей. Это: вербальное понимание (понимание значения слов), словесная гибкость (способность к быстрому манипулированию словесным материалом типа решения анаграмм), действия с числами, пространственные представления, память (воспроизведение вербальных стимулов), скорость восприятия (быстрое различение деталей изображения, установление различий между объектами), рассуждения (способность находить общее правило организации материала). Терстоун показал также, что данные способности являются не только индивидуальными характеристиками умственного развития детей, но и имеют разную динамику развития на протяжении человеческой жизни (от рождения до 20 лет).
Наиболее дифференцированная модель развития интеллектуальных способностей была представлена Гилфордом. Гилфорд определял умственные способности как единство операций, содержания и продукта. В его модели интеллекта выделено пять различных операций:
1. познание – обнаружение и понимание информации,
2. память – удержание и воспроизведение информации,
Другое по теме:
Теоретическое обоснование проблемы тренинга общения с младшими школьниками
как средство коррекции школьной дезадаптации. Теоретические
и методические проблемы социально-психологического тренинга
В своей работе психологи и социальные работники сталкиваются с необходимостью работать не только индивидуально с каждой личность, но и с необходимостью одновременно работать с небольшой группой людей (семья, учебная группа, спортивная ком ...
Планирование
экспериментального исследования по теме влияния уровня учебной мотивации и
самооценки младших школьников на выбор уровня трудности учебного задания. Формулировка
цели, предмета, объект
В нашей работе мы исследуем взаимосвязь уровня учебной мотивации и самооценки младшего школьника с выбором уровня трудности учебного задания.
Цель исследования: выявить взаимосвязь учебной мотивации и самооценки и выбора уровня трудности ...
Что такое эскалация конфликта и почему конфликт часто перерастает в эту
фазу?
Эскалация конфликта
– это закономерное обострение отношений, которое выражается в увеличении враждебных действий сторон.
Механизм эскалации действует следующим образом:
-действия одной из сторон приводят к многократно усиленным ответны ...