Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах зарубежных психологов
Страница 3

Материалы » Проблема способностей и одаренности у детей » Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах зарубежных психологов

В третьем подходе

определенно просматривается тенденция выявить индивидуальные особенности в умственном развитии в зависимости от того, как ребенок использует свои когнитивные структуры. Для этого подхода характерен анализ когнитивных стилей, используемых субъектом при решении задач.

Наибольшее распространение получили классификации когнитивных стилей Уиткина и Кагана. Уиткин выделил два когнитивных стиля – полезависимый и поленезависимый на основе различий в восприятии и организации воспринимаемой информации. Для поленезависимых субъектов характерны интерпретации и переструктурирование ситуации окружающей действительности. Полезависимые субъекты, напротив, характеризуются принятием ситуации как данной.

Каган предлагает другой принцип технологии когнитивных стилей. Так, он считает, что можно выделить импульсивный и рефлексивный стили по способу решения детьми предложенных задач.

В целом данный подход дал психологам возможность обратить внимание на вариативность способов, стоящих за сходными количественными показателями. Таким образом был поставлен вопрос о когнитивных стратегиях, различия в которых не выявляется посредством использования стандартных тестов, а требует дополнительного исследования и, соответственно, разработки новых экспериментальных процедур.

Таким образом, рассмотренные подходы с достаточной полнотой с различных позиций отвечают на вопрос, что и как проявляется в индивидуальных вариантах интеллектуального развития ребенка. Остается открытым вопрос об оптимальных условиях такого развития и возможностях их индивидуализации. Данный вопрос находит свое освещение в русле четвертого подхода

к анализу индивидуальных различии в умственном развитии детей.

В качестве четвертого подхода можно выделить рассмотрение стилей учения. Так, Дан и Дан показали, что уровень успешности продвижения детей в обучении зависит от соответствия условий обучения предпочитаемому ими стилю учения. Стиль учения представляет собой выраженное предпочтение учащегося в отношении организации образовательной среды.

Было выделено четыре основных сферы, в которых появляются стили учения. Эти сферы включают в себя потребности и предпочтения ребенка по отношению к собственно образовательной среде, мотивацию ребенка, социологический аспект обучения и физические потребности в особой организации обучения.

А. Условия окружающей среды.

1. Потребность в тишине (безразличие к звукам).

2. Потребность в ярком (неярком) свете.

3. Потребность в прохладной (теплой) среде.

4. Потребность в структурировании (неструктурировании) среды – наличие парт, стульев и т.п.

Б. Эмоционально-мотивационные особенности.

5. Наличие (отсутствие) собственной мотивации.

6. Настойчивость (ее отсутствие).

7. ответственность (ее отсутствие).

8. Потребность в структурировании условий (ее отсутствие) – наличие определенных правил.

В. Социологические предпочтения.

9. Предпочтение работать одному, с партнером, с двумя партнерами, несколькими партнерами, со взрослыми, разными способами.

Г. Физические характеристики и потребности.

10. Предпочитаемый анализатор (слуховой, зрительный, тактильный, кинетический).

11. Потребность в принятии пищи (или ее отсутствие).

12. Лучшее функционирование ранним утром, поздним утром, днем или вечером.

13. Потребность в движении или ее отсутствие.

Сочетание стилей учения по всем сферам образуют профиль каждого ребенка. Таким образом, при организации обучения педагог учитывает подобный индивидуальный профиль и обеспечивает условия максимально содействующие развитию ребенка в процессе обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Особенности профессиональной деятельности шахтёров
Горнорабочие и рабочие других профессий по добыче полезных ископаемых подземным и открытым способами добывают полезные ископаемые из подземных или открытых шахт, каменоломен, карьеров. Обязанности, выполняемые рабочими данной базовой груп ...

Охарактеризуйте основные юридические средства разрешения конфликтов.
Конституционные процедуры применяются главным образом при возникновении конфликтов в политической сфере. Судебное и арбитражное рассмотрение дел – специфическая форм разрешения споров и конфликтов. В Российской Федерации суще ...

Суицидальная активность в связи с детско-родительскими отношениями. Определение детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения – «это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [31]. Конфликт (п ...