Эксериментальное исследование формирования морального поведения дошкольника. Организация и методы исследования

Материалы » Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста » Эксериментальное исследование формирования морального поведения дошкольника. Организация и методы исследования

Психологический анализ проблемы формирования нравственного самосознания у детей дошкольного возраста на теоретическом уровне определил необходимость эмпирического изучения компонентов и содержания процесса развития личности и психической активности.

Целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей морального поведения и нравственного самосознания дошкольников.

Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:

Изучить особенности проявления морально-нравственного самосознания детей в ситуации морального выбора.

Провести экспериментальное исследование особенностей формирования морально-нравственного самосознания личности старшего дошкольника.

Исследовать сформированность и особенности морально-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Подтвердить или опровергнуть гипотезу, положенную в основу исследования.

Для решения выдвинутых задач мы использовали методы наблюдения, беседы, создание ситуации морального выбора, количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Для выполнения поставленных задач в исследовании мы использовали следующие методики:

Методика «О любимой мамочке»;

Методика «Проигрышная лотерея»;

Исследование проводилось на базе ДОУ «Золушка» г.Заводоуковска Исследование проводилось на выборке из 20 дошкольников, из них 8 мальчиков и 12 девочек, в возрасте от 5 до 6 лет.

Рассмотрим более подробно психодиагностический инструментарий нашей работы.

1. Методика «О любимой мамочке»

Цель: исследовать уровень сформированности морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста по отношению к взрослым людям, особенно к маме.

Методика проводилась в два этапа.

1 этап: «Беседа о любимой мамочке». Детям предлагается рассказать о том, как они любят своих мам, помогают и заботятся ли о них. Исходя из рассказов детей, можно сделать вывод, как сильно они любят своих мам и как заботятся о них.

2 этап: «Конфеты для мамочки». Дошкольникам в начале дня предлагается по три конфеты и воспитателем оговаривается, что конфеты можно съесть самим или унести домой и угостить маму, которой будет приятно. В течение пребывания в детском саду и в конце дня воспитатель спрашивал у каждого ребенка, сколько конфет осталось для мамы.

В ходе исследования по данной методике воспитатель может выяснить сформированность отношения ребенка к взрослым, в частности, к своей маме, а также уровень развития морального поведения ребенка.

2. Методика «Проигрышная лотерея»

Цель: исследовать сформированность морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста.

Методика «Проигрышная лотерея» разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.

Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, и сообщить взрослому результат.

По поведению ребенка взрослый судит о сформированности его морального поведения.

Таким образом, нами определены база и условия для проведения исследования, сформирована выборка, отобраны методики для диагностики и обработки полученных данных. Что позволяет перейти к обсуждению результатов исследования.

Другое по теме:

Выводы
Полученные данные позволяют нам сделать некоторые выводы. 1. В представлениях себя другим человек часто «примеривал» образы, жизни героев. Респонденты видят в героях культурных текстов качества, присутствующие у себя, хотят позаимствоват ...

Механизмы специфических и неспецифических психологических защит, а так же манипуляции, от которых не следует защищаться
Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собствен ...

Структура и функции общения.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или ком ...