Основные теории лидерского поведенияСтраница 1
Рассматривая теории лидерского поведения, прежде всего, можно выделить изученные выше авторитарный, демократический и либеральный типы лидерства.
Характеристиками авторитарного стиля руководства являются:
· сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера;
· прерогатива в установлении целей и выборе средств достижения;
· коммуникационные потоки идут сверху вниз;
· применение угроз и оказание психологического давления на подчиненных.
К сильным сторонам этого стиля относятся:
· приверженность к оперативности и порядку;
· возможность оперативности;
· организованность.
Главная слабая сторона авторитарного стиля – сдерживание индивидуальной инициативы.
К природе демократического стиля относятся:
· делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций лидера;
· принятие решений раздельно по всем уровням управления с привлечением исполнителей;
· коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх;
· воздействие лидеров на потребности подчиненного более высокого уровня;
· обеспечение лидером нормальных условий для работы подчиненных.
К преимуществам демократического стиля относится усиление мотивации работы персонала посредством участия в управлении. К недостаткам – то, что реализация демократического стиля, как правило, требует продолжительного времени.
Природа либерального стиля руководства следующая:
· снятие лидером с себя ответственности;
· предоставление группе возможности самоуправления;
· коммуникации строятся на горизонтальной основе;
· недостаточная требовательность к нарушителям дисциплины, их неисполнительности, низкой квалификации;
· лидер находится под влиянием подчиненных.
Либеральный стиль управления позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера. В тоже время группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.
Либеральный стиль руководства отражает случай, который можно назвать вымиранием власти и лидерства. Подобные методы ведут к хаосу, если масса «коллективно-бессознательна». Но такой стиль руководства может быть оправдан для единомышленников, с коллективно-сознательным уровнем мышления. В основе выделения стилей руководства по условиям исследования ученых университета штата Огайо (США) выделены две переменные: внимание к подчиненным и внимание к организации работ[5]. В ходе исследований установлена очевидная истина, что более эффективны лидеры, которые уделяют достаточно внимания одновременно и подчиненным, и организации работы (см. таблицу 1): Таблица 1 Стиль руководства по исследованиям ученых университета штата Огайо (США)
Внимание к подчиненным |
Внимание к организации работы | |
Низкое |
Высокое | |
Высокое |
Лидер уделяет меньше внимания структурированию заданий работников, больше занимается удовлетворением их потребностей и желаний. |
Лидер в значительной мере обеспечивает руководство работой, уделяя одновременно большое внимание установлению наилучших отношений с работниками |
Низкое |
Лидер не справляется с необходимым структурированием работы, стремясь компенсировать это приложением максимальных усилий для установления наилучших отношений с работниками |
Лидер уделяет основное внимание структурированию работы и всему, что с ней связано, но почти не удовлетворяет нужды и желания работников |
Другое по теме:
Анализ теоретических подходов к проблеме профессионального
самоопределения
Перемены, характерные для современного общества, обуславливают радикальные изменения в мотивах связанных с выбором профессии.
Во внутреннем мире современного студенчества также происходят перемены. Меняются его интересы и потребности, м ...
Умственное развитие. Устная и
письменная речь
Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает вх ...
Истоки исследования социальной идентичности
Появление термина «идентичность» связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы 3. Фрейд, который использовал термин идентификация. Понятие - идентификация (отождествле ...