Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения
Страница 5

Материалы » Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения » Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения

3.Подтверждающая функция, смысл ее в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У.Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным".

4. Функция организации и поддержании межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых), для любого человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных по своему знаку.

Эмоциональные отношения к другому человеку практически всегда могут быть выражены в терминах "симпатии – антипатии", "нравится – не нравится". Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывая отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция. В данном случае общение человека с самим собой, через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по принципу диалога, может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л.С.Выготский отмечал в связи с этим, что "…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения".

Для определения сущности общения важным оказывается развиваемая представление о функциональной и уровневой организации общения (Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.).

Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панфёров выделил в нем четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения:

· Коммуникативный

· Информационный

· Гностический (познавательный)

· Регулятивный.

Б. Ф. Ломов выделил три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчёркивая обязательность коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента.

В настоящее время распространённым является подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интегративная и перцептивная стороны. Следует отметить, что в педагогическое общение одновременно реализуют все эти функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

· Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией;

· Интерактивная – регуляция взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения;

· Перцептивная реализуется в «прочтении» собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику.

- общение – это не просто обмен или движение информации, а отношение двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом;

- обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнёра с целью его изменения;

- коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты говорят на одном языке;

- для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах и феноменах: 1) процесс обратной связи; 2) наличие коммуникативных барьеров; 3) существование различных уровней передачи информации.

Обратная связь в межличностном общении.

Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, а ею обмениваются. Отсюда, встает задача информационного обмена: выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу определенной ситуации или проблемы общения. Для решения это задачи работает особый механизм, характерный исключительно для межличностного общения – механизм обратной связи.

Таким образом, обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи – помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Обратная связь может осуществляться различными путями: говорят о прямой и косвенной обратной связи.

В первом случае, информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений. Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...

Особенности психических процессов у людей, имеющих экстрасенсорные способности
Для того, чтобы формировать в себе экстрасенсорные способности, каждый человек должен уметь управлять своими психическими процессами. Именно это может дать каждому «магическую» силу, способность контролировать и понимать окружающий мир и, ...

Основная часть. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте . Общая характеристика игры дошкольника
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеал ...