Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения
Страница 7

Материалы » Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения » Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения

В процессе межличностной перцепции мы, по славам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой – чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения.

Стороны общения получают собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как реализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, в коммуникации (общении) могут быть выделены три начальные функции:

1. Активационная – побуждение к действию;

2. Интердиктивная – запрещение, торможения («нельзя-можно»);

3. Дестабилизирующая – угрозы, оскорбления и т.д.,

и четыре основные функции общения:

1) Инструментальная – координация деятельности путём общения;

2) Синдикативная – создание общности, группы;

3) Самовыражения;

4) Трансляционная функция – очень важна в педагогическом общении, т.к. лежит в основе обучения личности.

Более детальный анализ функций общения позволяет выделить контактную, информационную, побудительную, координационную, функцию понимания, эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния (Л. А. Корпенко).

В 1960 году Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи:

1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) – отношение говорящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!»).

2. Конативная – побуждение адресата к действию, просьба, приказ.

3. Референционная (когнитивная, денотативная) – выражение мысли.

4. Поэтическая – демаркация реального и воображаемого.

5. Фактическая – поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живёте?»).

6. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания.

Несколько иначе к определению речевых функций подошел М. Холлидей. Наблюдая за речевым развитием своего сына, он выделил семь функций речевого поведения:

§ Инструментальная (удовлетворение материальных потребностей);

§ Регулирующая (контроль поведения окружающих);

§ Взаимодействие (поддержание контакта);

§ Личная (самопредъявление);

§ Эвристическая поисковая (почему?);

§ Воображаемая (внутренний мир);

§ Информативная (сообщение новой информации).

Очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия.

Общая характеристика формальной стороны процесса речевого общения может быть дана на основе типологии речевого поведения (речи), предложенной А. А. Холодовичем. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:

o Средство выражения – звуковое или письменное общение;

o Коммуникативность – наличие или отсутствие партнёра, и в случае наличия – либо непосредственную, либо опосредованную коммуникативность – через третье лицо.

o Ориентированность – переходность (один говорит, другой слушает) или взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают).

o Квантификативность – определяет количество слушателей и, соответственно даётся характеристика воспринимающей стороны.

o Контактность – наличие или отсутствие собеседника в поле зрения.

Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А. Н. Леонтьев выделяет следующие его характеристики:

q Контактность;

q Ориентированность;

q Направленность;

q Семиотическая специализация;

q Психологическая динамика.

А. Н. Леонтьев выделяет два типа общения

- личностно ориентированное общение

- социально ориентированное общение.

Они отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой. Высказывания в социально ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, развёрнутости, точности и высокой культуры.

Добавим к перечисленным выше, две других характеристики общения:

- репрезентативность – субъективная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте

- полиинформативность – многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики, отражаются разные уровни.

Социальная природа репрезентативности определяется тем, что общения вообще, беспредметного между людьми нет, оно всегда содержательно, исторически конкретно. Одновременно с этим репрезентабильность предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся. Соответственно большое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения – текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Защитные механизмы и конфликт.
Само существование конфликта или выбранный данным человеком путь его разрешения могут подвергнуть человека опасности наказания или осуждения со стороны общества, болезненного чувства вины или угрозы потери самоуважения. Все это вызывает ч ...

Развитие внимания, памяти, воображения
Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными д ...

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся кл ...