Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения
Страница 6

Материалы » Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения » Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения

Такая обратная связь обеспечивает адекватной понимание ее коммуникатором, создает условия для эффективного общения.

Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации: риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, эмоциональные реакции. В данном случае, коммуникатор должен сам догадаться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова на самом деле его реакция и отношение к коммуникатору. Догадки не всегда бывают верными, что осложняет процесс общения.

Коммуникативные барьеры.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнерами. Отсюда возникает особая проблема: интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту.

Одну и ту же информацию разные люди могут воспринять различно в зависимости от своих предпочтений, привычек, пристрастий.

Зависимость адекватного восприятия информации связана с наличием или отсутствием коммуникативных барьеров в общении.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет первоначальный смысл, или же вообще не поступает к реципиенту.

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурных различий и барьеров отношения.

I. Барьеры непонимания. Есть несколько причин их возникновения.

1. Из-за погрешностей в самом канале передачи информации – фонетическое непонимание. Оно возникает:

а) когда участники общения говорят на различных языках и диалектах;

б) имеют существенные дефекты речи и дикции;

в) искажают грамматический строй речи;

г) невыразительная быстрая речь-скороговорка;

д) речь с большим количеством слов-паразитов.

Пример: дети, создающие свой язык, малопонятный взрослому.

2. Семантический барьер непонимания – различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг).

(Термин "тезаурус" – обозначает общую систему значений, принимаемых всеми членами группы).

Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микро-культур, каждая из которых имеет свое "поле значений", характеризуется своим специфическим пониманием различных понятий, явлений или выражений. По-разному понимается смысл ценностей (красота, приличие, справедливость, долг и т.п.) в разных микро-культурах.

Каждая среда имеет свой мини-язык общения – воровской сленг, подростковый, студенческий и т.п. Все это может затруднять процесс общения, создавая семантический барьер.

Отсюда: важно уметь усваивать чужие семантические системы, чтобы говорить с людьми на "их языке", не провоцируя собственной специфической речью возникновения семантических барьеров.

3. Стилистический барьер непонимания – возникает:

а) при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения;

б) стиля речи и актуального психического состояния реципиента. Нельзя принять критическое замечание, если оно высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере.

4. Логический барьер непонимания – когда логика рассуждений коммуникатора или слишком сложна для восприятия реципиента, или кажется ему неверной.

В психологическом плане можно говорить о наличии множества логик и логических систем доказательств: мужская – женская – детская и др.

II. Барьеры, связанные с социально-культурными различиями. Они могут быть

а) социальные,

б) религиозные,

в) профессиональные.

Эти различия могут приводить к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности, возраста.

Например, наибольшее значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предполагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью ("яйца курицу не учат").

III. Барьеры отношения – чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое переносится и на передаваемую им информацию.

Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определённых целей. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информации, но и, главное, организацию совместных действий, а следовательно, вырабатывает их формы и нормы.

Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акте общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Классификация конфликтов, их функции.
Возникновение конфликтов неразрывно связано с разными сферами деятельности человека, поэтому их разнообразие достаточно велико. Поэтому, что бы сориентироваться во всем многообразии конфликтов и выбрать соответствующие методы воздействия ...

Описание и обсуждение результатов исследования. Выводы
Этот этап проходил через полгода работы. Задачи 3 этапа: - вновь провести уже использованные диагностические методики, направленные на выявления уровней знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а ...

Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений. Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...