Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Страница 6

В отношении к ситуации и в доминирующем мотиве центральная роль принадлежит согласованности и соразмерности когнитивного и эмоционального компонентов отношения. Близость механизмов стрес­совых изменений в психике и невротических, предневротических рас­стройств достаточно известна. Сравнивая особенности целеполагания и его мотивационные детерминанты у здоровых лиц и больных невро­зами. Оказалось, что более высокий уровень общей мотивации у боль­ных неврозами образуется за счет эмоционального компонента. Пред­положим, что несоразмерность когнитивного и эмоционального ком­понентов становится одной из причин того, что мотивация избегания неудачи – ведущая при неврозах – не приводит к реальному избеганию конфликта, связанного с неудачей, как это обычно происходит у здо­ровых лиц. Кроме того, и мотивация достижения успеха при неврозах не способствует тому, чтобы была выбрана цель, соответствующая возможностям, так как эмоциональный компонент поддерживает прежний завышенный уровень цели (несмотря на неудачи).[13]

Большое значение имеет акцент на внешней активности (экстраак­тивности) или адаптивности. Довольно часто приходится сталкиваться с точкой зрения (не всегда высказываемую явно), в которой за средой признается большая активность, чем за субъектом. При таком взгляде человек в трудных ситуациях «отвечает на воздействия», «приспосаб­ливается», «выдерживает обрушившуюся нагрузку» и т. п. Экстраак­тивность и адаптацию не следует рассматривать как противоположные полюсы одной шкалы. Речь идет не об отрицании одного процесса другим. Они оба необходимы личности для существования и развития. Направление всей энергии на экстраактивность делает человека уязви­мым для воздействий среды, неизбежно ослабляет адаптивные меха­низмы.

Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятен, по­скольку делает человека излишне зависимым от среды. В том и другом случае психологическая устойчивость снижена. Поддержание устойчи­вости предполагает сбалансированное сочетание экстраактивности и адаптации. При отказе от активности, направленной на предметную или социальную среду, уменьшается независимость человека от нее. Добавим, что адаптация необходима для психологической устойчиво­сти, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной пси­хологической устойчивости.

Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о неопознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществ­ляемую деятельность, то активно-побуждающая функция тревоги мо­жет лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизую­щего влияния тревоги на деятельность.

Вероятный исход преодоления трудной ситуации, затрагивающей жизненные цели индивида, определен сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем ходом самореализации личности. Один процесс находится под влиянием другого.

В том случае, если субъект не находит способов разрешения труд­ной ситуации, а жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую для него сторону, состояние становится настолько неблагоприятным, что наступают те или иные расстройства психики. Особой распростра­ненностью отличаются депрессивные и астенические состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Теоретический анализ феномена депрессии. Феномен депрессии
Депрессия (в психологии) (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных ...

Формирование психофизической готовности студентов при обучении профессии
В условиях функционирования и развития постиндустриального и информационного общества у студентов, будущих специалистов-профессионалов, необходимо формировать бережное отношение к невозобновимым ресурсам здоровья с позиций многофакторност ...

Экспериментальная часть. Обоснование выбора методики исследования
В современной педагогической литературе: отмечается, что работа с детьми осложнилась, что дети сейчас не те, избалованы, эмоционально неустойчивы, имеются проблемы в общении и т.д. Для продуктивной педагогической деятельности, прежде всег ...