Факторы, влияющие психологическую устойчивость личностиСтраница 1
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена – зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ранее нами [9] были рассмотрены
ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.
Факторы социальной среды:
– факторы, поддерживающие самооценку;
– условия, способствующие самореализации;
– условия, способствующие адаптации;
– психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).
Личностные факторы:
Отношения личности (в том числе к себе):
– оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
– философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям;
– уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение;
– терпимость, принятие других такими, какие они есть;
– чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности;
– удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;
– достаточно высокая самооценка;
– согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).
Сознание личности:
– вера (в разных ее формах – вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
Экзистенциальная определенность – понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;
– установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;
– осознание социальной принадлежности к определенной группе.
Эмоции и чувства:
– доминирование стеничных позитивных эмоций;
– переживание успешности самореализации;
– эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувство сплоченности, единства.
Познание и опыт:
– понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;
– рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);
– адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;
– структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.
Поведение и деятельность:
– активность в поведении и деятельности;
– использование эффективных способов преодоления трудностей.
В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога), а настроение сниженным, неустойчивым.
Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности.
Другое по теме:
Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что с ...
Почему конфликт можно отнести к трудным ситуациям в жизни человека?
Конфликт можно отнести к трудным ситуациям в жизни человека.
Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии, вооруженная борьба за ...
Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей
младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.
Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...
