Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Страница 3

– повышенная тревожность;

– гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрес­сия, направленная на себя;

– эмоциональная возбудимость, нестабильность;

– пессимистическое отношение к жизненной ситуации;

– замкнутость, закрытость.

Доминанты активности как опоры устойчивости

Выше было отмечено, что активность в поведении и деятельности является одним из основных внутренних факторов, определяющих психологическую устойчивость личности. Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каж­дая доминанта существует одновременно и как определенная направ­ленность сознания. Более привычным понятием, объясняющим меха­низм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношению, реа­гированию, интерпретации, поведению, деятельности. [11]

Можно выделить следующие виды направленности.

Направленность на познание и самопознание. Поглощенность са­мопознанием, познанием природы человека, саморазвитием. Она про­является в готовности повышать свою психологическую компетент­ность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции и т. п.

Направленность на деятельность: трудовую, общественную, спор­тивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности – убедительное свидетельство успешности самореализа­ции, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, погло­щенность деятельностью способствует частым и длительным состоя­ниям вдохновения, т.е. делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы пси­хики.

Интеракционная направленность – это направленность на межлич­ностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния.

Интеракционная доминанта имеет два подвида:

а) просоциальный;

б) асоциальный.

Просоциальная доминанта – это любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межлич­ностных отношений.

Асоциальная интеракционная доминанта – это эгоизм, иждивенче­ство, манипуляция другим человеком или многими людьми, властво­вание без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен для развития самой личности и межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением.

Для первого подвида характерно принятие самостоятельной цен­ности межличностного взаимодействия, поиск радости события, сопе­реживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результа­тов.

Второй представляет собой манипулирование людьми, использо­вание их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для человека, избравшего подобный способ поддержания собственной устойчивости, манипулирование самоценно. На этом пути психологическая устойчивость может быть разрушена необузданной страстью к власти или богатству – убедительному доказательству сво­его влияния. Такая страсть может и не возникнуть: манипулятор удов­летворится тем, что управляет немногими или всего лишь одним чело­веком. И этого может быть достаточно, чтобы отвлечь себя от ненуж­ного или тревожащего диалога с самим собой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая враждебность. Фрейд в своих работах впервые описал данный механи ...

Нравственная готовность
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. ...

Структура и функции общения.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или ком ...