Факторы, влияющие психологическую устойчивость личностиСтраница 3
– повышенная тревожность;
– гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя;
– эмоциональная возбудимость, нестабильность;
– пессимистическое отношение к жизненной ситуации;
– замкнутость, закрытость.
Доминанты активности как опоры устойчивости
Выше было отмечено, что активность в поведении и деятельности является одним из основных внутренних факторов, определяющих психологическую устойчивость личности. Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Более привычным понятием, объясняющим механизм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношению, реагированию, интерпретации, поведению, деятельности. [11]
Можно выделить следующие виды направленности.
Направленность на познание и самопознание. Поглощенность самопознанием, познанием природы человека, саморазвитием. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции и т. п.
Направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности – убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, поглощенность деятельностью способствует частым и длительным состояниям вдохновения, т.е. делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики.
Интеракционная направленность – это направленность на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния.
Интеракционная доминанта имеет два подвида:
а) просоциальный;
б) асоциальный.
Просоциальная доминанта – это любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межличностных отношений.
Асоциальная интеракционная доминанта – это эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим человеком или многими людьми, властвование без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен для развития самой личности и межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением.
Для первого подвида характерно принятие самостоятельной ценности межличностного взаимодействия, поиск радости события, сопереживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результатов.
Второй представляет собой манипулирование людьми, использование их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для человека, избравшего подобный способ поддержания собственной устойчивости, манипулирование самоценно. На этом пути психологическая устойчивость может быть разрушена необузданной страстью к власти или богатству – убедительному доказательству своего влияния. Такая страсть может и не возникнуть: манипулятор удовлетворится тем, что управляет немногими или всего лишь одним человеком. И этого может быть достаточно, чтобы отвлечь себя от ненужного или тревожащего диалога с самим собой.
Другое по теме:
Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей
младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.
Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...
Введение. Понятие общения и делового
общения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, пораждаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и поним ...
Физические характеристики одаренности
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же – выдвинутый Терменом в его монументальной работе «Изучение гения» - говорит нам, ...
