Факторы, влияющие психологическую устойчивость личностиСтраница 3
– повышенная тревожность;
– гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя;
– эмоциональная возбудимость, нестабильность;
– пессимистическое отношение к жизненной ситуации;
– замкнутость, закрытость.
Доминанты активности как опоры устойчивости
Выше было отмечено, что активность в поведении и деятельности является одним из основных внутренних факторов, определяющих психологическую устойчивость личности. Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Более привычным понятием, объясняющим механизм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношению, реагированию, интерпретации, поведению, деятельности. [11]
Можно выделить следующие виды направленности.
Направленность на познание и самопознание. Поглощенность самопознанием, познанием природы человека, саморазвитием. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции и т. п.
Направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности – убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, поглощенность деятельностью способствует частым и длительным состояниям вдохновения, т.е. делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики.
Интеракционная направленность – это направленность на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния.
Интеракционная доминанта имеет два подвида:
а) просоциальный;
б) асоциальный.
Просоциальная доминанта – это любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межличностных отношений.
Асоциальная интеракционная доминанта – это эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим человеком или многими людьми, властвование без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен для развития самой личности и межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением.
Для первого подвида характерно принятие самостоятельной ценности межличностного взаимодействия, поиск радости события, сопереживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результатов.
Второй представляет собой манипулирование людьми, использование их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для человека, избравшего подобный способ поддержания собственной устойчивости, манипулирование самоценно. На этом пути психологическая устойчивость может быть разрушена необузданной страстью к власти или богатству – убедительному доказательству своего влияния. Такая страсть может и не возникнуть: манипулятор удовлетворится тем, что управляет немногими или всего лишь одним человеком. И этого может быть достаточно, чтобы отвлечь себя от ненужного или тревожащего диалога с самим собой.
Другое по теме:
Интеллект руководителя. Понятие интеллекта в психологии
Связь интеллекта с управлением, с эффективностью управленческой деятельностью представляется предельно самоочевидной и первостепенной по значимости. В силу этого можно было бы ожидать, что тема «интеллект руководителя» хорошо и подробно и ...
Основные мотивы символдрамы для детей и подростков. Мотив Луг
Мотив луга имеет очень широкое символическое значение. В работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гору, дом и т. ...
Когнитивное развитие
Пиаже и его последователи чувствовали, что схемы являются основной ячейкой, необходимой для организации и функционирования человеческого ума Пиаже (1952), а также Флавел (Flavell, 1963)[1] дали определение схемы как «связанной, повторяем ...
