Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Страница 5

Таблица 1. Состояния в ситуациях преодоления трудностей

Характери­стики

Мобилизация (уровень активности)

Недостаточная

Адекватная

Избыточная

Отношение к ситуации, доминирующий мотив

Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки

Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели

Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно

Ведущая характеристика состояния

Вялость; пониженная активация

Деятельное состояние; адекватная текущей ситуации активация

Азарт; высокая активация и высокое напряжение

Настроение

Сниженное настроение, уныние

Ровное настроение, бодрость

Неровное настроение, беспокойство

Энергетическая характеристика физиологических процессов

Сниженное расходование энергии или трата ее на торможение

Адекватное, устойчивое расходование энергии

Избыточное расходование энергии

Преобладающая фаза стресса

Фаза истощения

Фаза резистентности

Фаза мобилизации (фаза тревоги)

Поведение

Пассивное (капитуляция)

Активное организованное

Активное дезорганизованное

Вероятные последствия

Апатия или депрессивное состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону

Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией

Переутомление или астеническое состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону

При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основ­ных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной дея­тельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), и гипосте­ния. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от ги­перстенических состояний к гипостеническим. При недостаточной мо­билизации наступление фазы истощения может быть ускорено, потому что предыдущие фазы либо очень быстротечны и недостаточно развер­нуты, либо протекают в идеальном плане без соответствующего дея­тельностного, поведенческого выражения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Особенности общения. Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культ ...

Ситуация невозможности и ситуация возможности
Экстремальность метапсихологически мы определили как ситуацию возможности, а именно, двоякой возможности: возможности невозможности, открывающей возможность возможности. Мы исходим из того, что всякую ситуацию необходимо раскрыть не как с ...

Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Организация исследования
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. Непомнящая Н.И. отметила значимость для становления личности именно с ...