Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Страница 5

Таблица 1. Состояния в ситуациях преодоления трудностей

Характери­стики

Мобилизация (уровень активности)

Недостаточная

Адекватная

Избыточная

Отношение к ситуации, доминирующий мотив

Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки

Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели

Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно

Ведущая характеристика состояния

Вялость; пониженная активация

Деятельное состояние; адекватная текущей ситуации активация

Азарт; высокая активация и высокое напряжение

Настроение

Сниженное настроение, уныние

Ровное настроение, бодрость

Неровное настроение, беспокойство

Энергетическая характеристика физиологических процессов

Сниженное расходование энергии или трата ее на торможение

Адекватное, устойчивое расходование энергии

Избыточное расходование энергии

Преобладающая фаза стресса

Фаза истощения

Фаза резистентности

Фаза мобилизации (фаза тревоги)

Поведение

Пассивное (капитуляция)

Активное организованное

Активное дезорганизованное

Вероятные последствия

Апатия или депрессивное состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону

Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией

Переутомление или астеническое состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону

При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основ­ных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной дея­тельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), и гипосте­ния. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от ги­перстенических состояний к гипостеническим. При недостаточной мо­билизации наступление фазы истощения может быть ускорено, потому что предыдущие фазы либо очень быстротечны и недостаточно развер­нуты, либо протекают в идеальном плане без соответствующего дея­тельностного, поведенческого выражения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния
Главная задача профилактической работы в системе правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социальн ...

Теоретические основы изучения лидерства и руководства. Основные направления анализа лидерства
С точки зрения когнитивного подхода человек рассматривается в качестве наблюдателя, который активно оценивает и интерпретирует информацию, поступающую из внешнего мира, а не пассивно воспринимает ее. Причем интерпретация, причинное объясн ...

Основные аспекты психологической готовности к школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление ин ...