Факторы, влияющие психологическую устойчивость личностиСтраница 5
Таблица 1. Состояния в ситуациях преодоления трудностей
Характеристики |
Мобилизация (уровень активности) | ||
Недостаточная |
Адекватная |
Избыточная | |
Отношение к ситуации, доминирующий мотив |
Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки |
Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели |
Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно |
Ведущая характеристика состояния |
Вялость; пониженная активация |
Деятельное состояние; адекватная текущей ситуации активация |
Азарт; высокая активация и высокое напряжение |
Настроение |
Сниженное настроение, уныние |
Ровное настроение, бодрость |
Неровное настроение, беспокойство |
Энергетическая характеристика физиологических процессов |
Сниженное расходование энергии или трата ее на торможение |
Адекватное, устойчивое расходование энергии |
Избыточное расходование энергии |
Преобладающая фаза стресса |
Фаза истощения |
Фаза резистентности |
Фаза мобилизации (фаза тревоги) |
Поведение |
Пассивное (капитуляция) |
Активное организованное |
Активное дезорганизованное |
Вероятные последствия |
Апатия или депрессивное состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону |
Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией |
Переутомление или астеническое состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону |
При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной деятельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), и гипостения. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от гиперстенических состояний к гипостеническим. При недостаточной мобилизации наступление фазы истощения может быть ускорено, потому что предыдущие фазы либо очень быстротечны и недостаточно развернуты, либо протекают в идеальном плане без соответствующего деятельностного, поведенческого выражения.
Другое по теме:
Практическая работа по формированию национального самосознания детей
старшего дошкольного возраста. Организация исследования
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности.
Непомнящая Н.И. отметила значимость для становления личности именно с ...
Сознание
Сознание является специфическим органом, присущим человеку. Именно сознание, наличие у человека идеального плана делает возможным реализацию таких его сущностных свойств, как универсальность, неконечность, отождествление себя с другими лю ...
Охарактеризуйте основные структурные элементы конфликта.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, п ...