Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Страница 4

Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, – от­ветственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Принимать на себя ответственность означает воспринимать себя как активную, сознательно действующую силу своей собственной жизни, способную принимать решения и отвечать за их последствия. Ответственность тесно связана с внутренней независимостью – следо­ванию своим убеждениям и своей иерархии ценностей без пренебре­жения мнением и убеждениями других и без их простого принятия.[12]

Рассмотренные доминанты активности не являются альтернатив­ными, взаимоисключающими. Это опоры устойчивости личности, ко­торые вполне могут сочетаться друг с другом. Чаще одна из них зани­мает в сознании центральное место. Акцент на одной опоре может да­вать устойчивость, но это несовершенная устойчивость: она может быть крепкой и длительной, но может быть и чревата возможностью возникновения личностной дисгармонии.

Три перечисленные доминанты активности конструктивны как опоры психологической устойчивости, поскольку поддерживают го­товность принимать на себя ответственность за собственную актив­ность. Неконструктивной следует признать магическую направлен­ность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и тем самым укрепляет ее устой­чивость.

Все рассмотренные выше опоры психологической устойчивости – вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности – перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгора­живает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверным), агрессивному поведению. Заострение магиче­ской направленности сознания, дошедшее до фиксации, вызывает на­вязчивое ожидание того или иного проявления неких сил «иного мира», взращивает страх перед потусторонним, парализует волю, бло­кирует любое проявление самостоятельности. Если саморазвитие ста­новится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие сто­роны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей, продуктивной деятельности, приносить пользу обще­ству, каким-либо группам или отдельным людям. Увлеченность дея­тельностью перерастает в трудоголизм как вариант психологической зависимости – излишне сильной зависимости от успехов в деятельно­сти, а то и просто от возможности заниматься избранной деятельно­стью. Без нее жизнь теряет смысл. Просоциальная, альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка перехо­дит в патологическое влечение к власти, вызывающее дисгармонию или множество деструктивных изменений в личности.

Психологическая устойчивость как сопротивляемость

Достижение жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально значимые) цели ставит личность, тем больше она встречает трудностей. Здесь есть и положи­тельный момент: преодоление сопровождается интенсивными пережи­ваниями самореализации. На пути преодоления всегда встречаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других лю­дей, интересы которых затрагиваются или ограничиваются в связи с активностью субъекта. Чем меньше у личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, тем более ограничены возможности достижения жиз­ненных целей. При возникновении трудной жизненной ситуации, вызывающей необходимость адаптивных перестроек, комплекс происходящих в ор­ганизме и личности изменений в наибольшей степени зависит от уровня личностной мобилизации. В систематизированном виде кар­тину изменений в организме и психике при столкновении с трудно­стями представим в виде таблицы (см. табл. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Тест «волевой ли ты человек?»
Насколько сильна воля, настолько плодотворна ваша работа и учеба. Постарайтесь ответить на 15 вопросов с максимальной откровенностью. Если отвечаете «да» - поставьте себе 2 очка, если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» - 1 очко ...

Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было проведено опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной практики на базе МОУ СОШ №7 г. Заринска во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 э ...

Нарративный анализ
Нарративный анализ личности - это анализ жизненных историй. В нашем смыслонарративном анализе цель нарративного повествования - трансформация личности нарратора. В нарративе мы выделяем три типа исторических форм: 1) нарратив страдания, м ...