Формирование морального самосознания в трудах отечественных и зарубежных авторов
Страница 4

Материалы » Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста » Формирование морального самосознания в трудах отечественных и зарубежных авторов

Колберг утверждал, что в отсутствие социальных переживаний, побуждающих личность переоценить существующие моральные понятия, не происходит и морального развития.

Исследования показывают, что стадии Колберга действительно формируют инвариантную последовательность. Кроме того, как когнитивное развитие, так и релевантные социальные переживания (например, столкновение с различными точками зрения на мораль в контексте дискуссий с родителями, сверстниками и в результате общения с другими людьми в ходе получения высшего образования или знакомства с разнообразными стратами демократического общества) действительно способствуют развитию морального мышления.

Таким образом, рассмотрев ряд теорий морального развития, мы увидели, что существует множество определений морали, но практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом. Мораль состоит из трех основных компонентов: морального чувства, морального мышления и морального поведения.

Психоаналитические теоретики внесли незначительный вклад в исследование морального развития за пределами дошкольного возраста и алгоритмов детского морального мышления.

Колберг, как и Пиаже, явно недооценил моральное мышление детей младшего возраста. Критики также утверждают, что его теория уделяет недостаточное внимание моральному чувству и моральному поведению.

Наиболее предпочтительной нам кажется, точка зрения В.С.Мухиной, Г.С.Абрамовой, о том, что в зарождении и становлении морального самосознания детей 5 – 7 лет, важную роль играет соотнесение своего нравственного «я» с идеалом и с «я» других людей. Соотнесение своего нравственного «я» с эталоном и с «я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения.

Выводы

Каждый из возрастных этапов характеризуется совокупностью условий жизни и деятельности детей и структурой психологических особенностей, которые формируются под влиянием этих условий. С одной стороны, переход к новым условиям жизни подготавливается всем предшествующим развитием ребенка и становится возможным только благодаря тем успехам, которых он в этом развитии достигает. С другой стороны, требования, предъявляемые к ребенку, на новом этапе его развития, обусловливают дальнейшее формирование его психики.

На основании изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования мы пришли к следующим основным выводам.

Мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет им дифференцировано воспринимать сложные объекты. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире.

Преобладающим же в дошкольном возрасте является образное мышление. Оно в первую очередь обеспечивает усвоение ребенком связей и отношений действительности.

По словам Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, задач. Взрослый выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, а игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Главным новообразованием детей дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, соподчинение мотивов, развитие самооценки, усвоение этических норм поведения.

Нравственное развитие дошкольника определяется формированием следующих компонентов: знанием норм и правил, привычками поведения, эмоциональны отношением к нравственным нормам и внутренней позиции самого ребенка.

Исследователи выделяют три аспекта морали: аффективный, или эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя
Мы знаем из исследований известных антропологов и ученых, как, например, Бахофен, Морган, а также из трудов Бебеля, Энгельса, Лафарга, что рабство не было свойственно первобытным людям [10,13,18]. Повсюду семье патриархальной, в которой ж ...

Классификация стилей воспитания
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский При демократическом стиле, ...

Собственное исследование.
Исследование которое было проведено мной, несомненно отличается от вышеприведенных исследований, поскольку пока ни образование, ни опыт не позволяет мне заниматься серьезной диагностикой влияния того или иного физического, психосоматическ ...