Формирование морального самосознания в трудах отечественных и зарубежных
авторовСтраница 2
Представления детей о правилах в процессе развития определенно изменяются. Младшие дети склонны рассматривать правила как нечто незыблемое, не измененяемое – правила всегда были такими, какие они сейчас, и не могут быть изменены. Старшие дети значительно яснее осознают то, что правила игр, если не полностью, то частично условны и изменяемы. Этот сдвиг в представлениях об игре, с точки зрения Пиаже, отражает значительно более серьезный переход от «нравственности принуждения» или «нравственного реализма» к «нравственности сотрудничества» или «нравственному релятивизму».
2. Метод «предъявления нескольких рассказов, заключающих в себе некую нравственную дилемму, и выяснении мнения ребенка об этих рассказах. Самый известный пример – вопрос о том, как следует оценивать действия, принесшие вред: «объективно», то есть с точки зрения их материальных последствий, или «субъективно» то есть с точки зрения намерений, стоящих за этими действиями» [13, c.331].
Ж.Пиаже была сформулирована теория морального развития, включающая в себя доморальный период и две фазы морального развития.
Доморальный период: дошкольники почти не демонстрируют осознания каких-либо моральных правил или озабоченности их соблюдением. Доморальные дети демонстрируют отсутствие системы в действиях, не стремясь выиграть и производя впечатление существ, следующих своим собственным правилам. На этой стадии дети видят смысл игры во взаимном общении и веселье.
Гетерономная мораль: между 5 и 10 годами дети вступают в фазу «гетерономной морали – обусловленной внешними нормами» [16,c.759]. У детей развивается сильное уважение к правилам. Теперь дети полагают, что правила определяются властными фигурами, к которым относятся объекты религиозного поклонения, полиция и родители, и наделяют правила сакральным и неизменным значением. Гетерономные дети рассматривают правила как моральные абсолюты. Они верят в то, что во всякой моральной проблеме есть правильная и неправильная стороны, причем правильная всегда означает следование правилам. [16,c.760].
Гетерономные дети также склонны к оценке непослушания на основании последствий действия, а не намерений субъекта этого действия. Они также одобряют автоматическое наказание, т.е. наказание ради самого наказания, не связывая его с причинами запрещенного действия. Кроме того, гетерономный ребенок в имманентную справедливость, т.е. в идею о том, что нарушение социальных правил будут неотвратимо наказаны тем или иным способом. Жизнь, по мнению таких детей, ясна и справедлива.
Автономная мораль: к возрасту 10 лет большинство детей достигает второй фазы морального развития – автономной морали. Повзрослевшие, приобретшие автономию дети теперь понимают социальные правила как произвольные соглашения, в которых можно усомниться и которые можно даже изменить с согласия затрагиваемых ими людей. Дети считают, что через правила можно преступить ради человеческих потребностей. Таким образом, суждения о хорошем и плохом, теперь в большей степени зависят от того, намеривался ли субъект действия обойти или нарушить социальные нормы, а не от объективных последствий самого по себе поступка.
Рассуждая об оптимальной форме наказания за проступки, морально автономный ребенок обычно высказывается в пользу реципрокного наказания, т.е. воздействия, увязывающего наказание с «преступлением», вследствие чего нарушитель правил должен осознать последствия своего поступка и, возможно, стать в меньшей степени склонным к его повторению. Морально автономные дети больше не верят в имманентную справедливость, зная из опыта, что социальные правила могут быть нарушены втайне и это нарушение может остаться безнаказанным.
Как когнитивное развитие, так и социальный опыт оказывают влияние на переход от гетерономной к автономной морали. Когнитивными усовершенствованиями, необходимыми для такого перехода, являются снижение эгоцентризма и развитие навыков принятия роли, что позволяет ребенку рассматривать моральные проблемы с нескольких точек зрения. Ж.Пиаже рассматривал равноправные контакты со сверстниками как важный вид социальных переживаний. Дети одного возраста должны научиться принимать точки зрения друг друга и разрешать споры взаимно выгодными способами без какого-либо вмешательства взрослых при условии кооперативной игры или совместного достижения других групповых целей. Таким образом, равноправные контакты между сверстниками могут вести к более гибкой, автономной морали. Это обусловлено тем, что они: уменьшают моральную зависимость ребенка от взрослого, повышают его или ее самоуважение и уважение к сверстникам и демонстрируют, что правила – это произвольные соглашения, которые могут быть изменены с согласия затрагиваемых ими людей.
Другое по теме:
Стили лидерства и руководства.
Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк ...
Тест копирования бессмысленных слогов
Это могут быть бессмысленные слоги, написанные каллиграфическим почерком. Один набор слогов из приведенных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, говорит проверяющий, - тут что-то написано. Ты еще не умеешь писать ...
Неосознаваемые формы высшей нервной деятельности. (краткий
анализ литературы по теме).
В условиях обычной жизни на человека постоянно действует масса внешних раздражителей. По мере взросления конфликт между потребностями индивида и нуждами группы становятся внутренними, образуя между собой в мозгу ассоциации, временные связ ...