Формирование морального самосознания в трудах отечественных и зарубежных авторов
Страница 3

Материалы » Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста » Формирование морального самосознания в трудах отечественных и зарубежных авторов

Пиаже высказал уверенность в том, что если родители не отказываются от части своей власти, они могут замедлить моральное развитие ребенка, подкрепляя его зависимость от правил и властных фигур.

Развивая теорию Ж. Пиаже, Л. Колберг выделяет три уровня и шесть стадий морального развития.

Уровень 1. Доконвенциональная мораль. Локализация правил по отношению к «я» действительно скорее внешняя, чем внутренняя. Ребенок соблюдает правила (определенные властными фигурами) для того, чтобы избежать наказания или получить личное вознаграждение. Мораль обслуживает эго: правильным является действие, не наказанное или удовлетворяющее потребности.

Стадия 1. Ориентация на наказание и послушание. Оценка действия зависит от его результатов. Ребенок подчиняется власти для того, чтобы избежать наказания, но если поступок не замечен и не наказан, может оценить его как правильный. Чем больше причиненный вред или чем суровее наказание, тем хуже поступок.

Стадия 2. Наивный гедоизм. Человек, находящийся на этой стадии, приспосабливается к существующим правилам с целью получить вознаграждение или удовлетворить собственные потребности. У него присутствует беспокойство по поводу нужд других людей, но поведение, ориентированное на других, по сути, осуществляется в расчете на вознаграждение.

Уровень 2. Конвенциональная мораль. Теперь индивид старается соблюдать правила и социальные нормы для того, чтобы заслужить одобрение других или сохранить социальный порядок. Социальное одобрение и избежание порицания заменяют материальное вознаграждение и наказания в качестве факторов, мотивирующих этичное поведение. Мнения других осознаются, и им уделяется повышенное внимание.

Стадия 3. Ориентация «хорошего мальчика» или «хорошей девочки». Моральное поведение является тем, что доставляет другим удовлетворение, помогает им или одобряется ими. Людей, как правило, судят по намерениям. «Хорошие намерения» высоко ценятся, очень важно вызывать у всех симпатию.

Стадия 4. Мораль, ориентированная на сохранение социального порядка. На этой стадии индивид обращает внимание на обобщенные потребности других – волю общества, выраженную в законе. Теперь правильно то, что соответствует нормам узаконенной власти. Причина соблюдения норм не в страхе наказания, а в вере в то, что правила и законы сохраняют тот социальный порядок, который этого достоин.

Уровень 3. Постконвенциальная мораль. Представитель этого наивысшего уровня моральной аргументации определяет верное и неверное на основе фундаментальных принципов справедливости, которые могут не совпадать с писаными законами или вступать в конфликт диктатом властных фигур.

Стадия 5. Ориентация на социальное соглашение. На данной стадии личность рассматривает законы как выражение воли большинства и улучшения благополучия людей. Законы, которые достигают этих целей и беспристрастно исполняются, выступают как социальные соглашения, обязательные для исполнения. Но навязывание законов, которые ущемляют права человека или его достоинство, рассматривается как несправедливость, достойная того, чтобы ей бросили вызов.

Стадия 6. Автономная мораль (мораль индивидуальной совести). На этой высшей стадии нравственного развития личность принимает моральные решения на основе самостоятельно выбранных этических принципов, своей совести. Эти принципы не представляют собой конкретных правил. Они являются абстрактными внутренними установками или принципами универсальной справедливости (и уважения к правам всех человеческих существ), которые превосходят любой закон или социальное соглашение, им противоречащие. Колберг рассматривал данную стадию как гипотетическую конструкцию, по направлению к которой прогрессируют люди, испытывающие потребность развиваться дальше стадии Ориентации на социальное соглашение.

Для того, чтобы прогрессировать хотя бы дальше доконвенционального уровня моральной аргументации, ребенок должен испытать воздействие личностей или ситуаций, ведущее к нарушению когнитивного равновесия, т.е. к конфликтам между прежними моральными понятиями и новыми идеями, которые заставляют детей переоценивать свои точки зрения. Таким образом, как и Ж.Пиаже, Л.Колберг считает, что в основе развития морального мышления лежат и когнитивное развитие, и релевантный социальный опыт.

Таким образом, рассмотрев ряд теорий морального развития, можно говорить о том, что практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом. Мораль состоит из трех основных компонентов: морального чувства, морального мышления и морального поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Базовые стратегии психологических защит
Большое количество сходств меж- и внутриличностных защит доказывает их существенную «взаимозависимость и взаимообратимость». Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести ...

Анализ результатов исследования
Теперь вернемся к цели нашей работы, а именно – выявить, существует ли связь между типом темперамента младшего школьника и уровнем развития его памяти. В первой главе мы исследовали теоретическую основу проблемы. Затем провели исследовани ...

Социально-психологические характеристики студенческой группы. Особенности студенческой группы как коллектива
Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою ...