Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов
Страница 2

Материалы » Проблема способностей и одаренности у детей » Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов

При этом природная основа индивидуальных различий в развитии способностей может определять только их психодинамическую составляющую, в то время как их содержательная сторона определяется спецификой воздействия культуры. Единство психодинамической и содержательной сторон индивидуальности может проявляться в выборе индивидуального стиля деятельности, обеспечивающего субъекту наибольшую успешность ее выполнения. Развитие индивидуальности может рассматриваться как развитие саморегуляции, проявляющееся в выборе индивидуальных стратегий поведения.

Есть основания полагать, что индивидуальные различия в развитии способностей проявляются не только в индивидуальных способах, индивидуальных стилях выполнения деятельности (В.С.Мерлин), но и в различной успешности решения и предпочтения задач разных типов (Н. и А. Кауфманы). Если же рассматривать способности как действия с существующими в культуре средствами, то возможно выделение задач различных типов в зависимости от используемых ребенком средств решения и действий с ними.

Возможно выделить две группы основных средств, с помощью которых ребенок решает различные задачи. Это знаковые средства, используемые детьми при решении задач, которые могут быть названы объектно-ориентированными. Это задачи на объективный анализ окружающей действительности. Вторая группа средств – это символические средства, с помощью которых ребенок решает субъектно-ориентированные задачи, то есть задачи, требующие выражения своего отношения к действительности, организации смыслового пространства.

При этом решение каждой группы задач предполагает либо освоение знаковых или символических средств (репродуктивные задачи), либо их самостоятельное применение в творческой деятельности (продуктивные задачи). Таким образом, в целом можно выделить четыре типа задач: репродуктивные объектно-ориентированные, продуктивные объектно-ориентированные, репродуктивные субъектно-ориентированные и продуктивные субъектно-ориентированные. В этом случае индивидуальные различия в развитии способностей детей могут рассматриваться как проявление различной успешности и различных предпочтений при решении задач того или иного типа. Индивидуальность ребенка может проявляться не просто в используемом им способе деятельности, но в устойчивом предпочтении определенных задач и доминировании той или иной группы способностей, требуемых для их решения.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Семья ребенка с шизофренией
Исследования, посвященные роли семьи в патогенезе шизофрении, стремились выявить ее влияние на возникновение и развитие мыслительных процессов, в частности ее роль в возникновении нарушений мышления, характерных для шизофрении. Было устан ...

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе.
Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, обще­ственно значимой деятельностью. За нее несет отв ...

Психологические причины роста этнической идентичности
Среди множества вопросов, требующих ответа этнопсихологов, и те, которые затронуты в этой работе: каковы психологические причины роста этнической идентичности в наше время, почему именно этнические общности часто оказываются аварийными гр ...