Виды и проявления одаренности в детском возрасте
Страница 1

Проблема детской одаренности » Виды и проявления одаренности в детском возрасте

Проблема сущности видов одаренности изучалась в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и других ученых.

По Лейтесу, общая (умственная) одаренность в зависимости от типа задач была условно разделена на два вида – познавательная (интеллектуальная), проявляемая детьми при решении мыслительных задач, и творческая – при решении задач на воображение. Исследования показали, что высокий уровень общей умственной одаренности характеризуется наличием и интеллектуальной, и творческой одаренности, каждая из которых может быть выражена у ребенка в разной степени.

Наряду с общей одаренностью, набором универсальных для любых видов деятельности способностей, существует специальная одаренность, когда человек одарен в какой-либо одной сфере деятельности (музыкальной, художественной, двигательной и др.) и практически не пригоден к другой. Данный вид одаренности в природе крайне редок, но ему уделяется пристальное внимание практиков, так как именно специальные способности имеют ведущее значение в общем развитии человека.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка явно и отчетливо, называют явной, и, напротив – в замаскированной форме – скрытой одаренностью.

Другая градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной, а детей с данным видом – талантливыми. Одаренность, представляющая собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в силу своей функциональной недостаточности, называют потенциальной.

По времени своего проявления различают раннюю и позднюю одаренность. Многочисленны примеры известных личностей, проявивших свои выдающиеся способности в раннем детстве: А. Моцарт, Г.В. Лейбниц, В. Гюго, И.И. Мечников и другие. Не менее часто люди, не проявившие себя в детские годы, достигали успехов в зрелом возрасте. Это Н. Коперник, И.А. Крылов, Аксаков и т.д.

Итак, факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности показывают сложность и важность проблемы прогнозирования развития.

«Одарен не сам по себе ум человека,- подчеркивают Чудновский В.Е., и Юркевич В.С., – одарена его личность». Лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает возможность понять его творческие и интеллектуальные способности. У понятия «детская одаренность», по мнению А.М. Матюшкина, Дж. Рензелли и других ученых, есть аналог «потенциал личности». И об определении уровня одаренности, степени развития этого потенциала, можно говорить применительно к каждому ребенку.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес выделил 3 категории детей, которые в педагогической практике принято именовать одаренными: дети с высоким уровнем интеллекта (IQ); дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (с ранней умственной специализацией) и дети с высокой креативностью.

А.И. Савенков в своей работе заменяет категорию высокой креативности на группу хорошо обучающихся в школе детей, называя этот вид одаренности «академическая одаренность».

По результатам исследований психологии интеллекта М.А. Холодной, существует 6 категории одаренных детей: сообразительные, блестящие ученики, креативы, компетентные, талантливые и мудрые.

Ю.Э. Гильбух, основываясь на ранних исследованиях одаренности, выделяет черты общей умственной одаренности: необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленная устойчивостью внимания и операционной памяти, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, оригинальность.

Одаренный дошкольник читает вывески, заголовки и даже книги, решает математические задачи, проводит связи между различными явлениями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами. Особенностью интеллектуально одаренных детей является двусторонность их сознания, направленность его то на решаемую задачу, то на самого себя – на то, как собственная психика справляется с решаемой задачей.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Когнитивное развитие
Пиаже и его последователи чувствовали, что схемы являются ос­новной ячейкой, необходимой для организации и функционирования человеческого ума Пиаже (1952), а также Флавел (Flavell, 1963)[1] дали определение схемы как «связанной, повторяем ...

Творчество и личность. Формирование и развитие личности
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фено ...

Тест восьми влечений Сонди и его модификация
Методика, разработанная в 30-е годы ХХ столетия венским психологом Л. Сонди (в других переводах - Зонди, Шонди или Сцонди), основана на эмпирических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемам ...