Виды и проявления одаренности в детском возрасте
Страница 1

Проблема детской одаренности » Виды и проявления одаренности в детском возрасте

Проблема сущности видов одаренности изучалась в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и других ученых.

По Лейтесу, общая (умственная) одаренность в зависимости от типа задач была условно разделена на два вида – познавательная (интеллектуальная), проявляемая детьми при решении мыслительных задач, и творческая – при решении задач на воображение. Исследования показали, что высокий уровень общей умственной одаренности характеризуется наличием и интеллектуальной, и творческой одаренности, каждая из которых может быть выражена у ребенка в разной степени.

Наряду с общей одаренностью, набором универсальных для любых видов деятельности способностей, существует специальная одаренность, когда человек одарен в какой-либо одной сфере деятельности (музыкальной, художественной, двигательной и др.) и практически не пригоден к другой. Данный вид одаренности в природе крайне редок, но ему уделяется пристальное внимание практиков, так как именно специальные способности имеют ведущее значение в общем развитии человека.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка явно и отчетливо, называют явной, и, напротив – в замаскированной форме – скрытой одаренностью.

Другая градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной, а детей с данным видом – талантливыми. Одаренность, представляющая собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в силу своей функциональной недостаточности, называют потенциальной.

По времени своего проявления различают раннюю и позднюю одаренность. Многочисленны примеры известных личностей, проявивших свои выдающиеся способности в раннем детстве: А. Моцарт, Г.В. Лейбниц, В. Гюго, И.И. Мечников и другие. Не менее часто люди, не проявившие себя в детские годы, достигали успехов в зрелом возрасте. Это Н. Коперник, И.А. Крылов, Аксаков и т.д.

Итак, факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности показывают сложность и важность проблемы прогнозирования развития.

«Одарен не сам по себе ум человека,- подчеркивают Чудновский В.Е., и Юркевич В.С., – одарена его личность». Лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает возможность понять его творческие и интеллектуальные способности. У понятия «детская одаренность», по мнению А.М. Матюшкина, Дж. Рензелли и других ученых, есть аналог «потенциал личности». И об определении уровня одаренности, степени развития этого потенциала, можно говорить применительно к каждому ребенку.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес выделил 3 категории детей, которые в педагогической практике принято именовать одаренными: дети с высоким уровнем интеллекта (IQ); дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (с ранней умственной специализацией) и дети с высокой креативностью.

А.И. Савенков в своей работе заменяет категорию высокой креативности на группу хорошо обучающихся в школе детей, называя этот вид одаренности «академическая одаренность».

По результатам исследований психологии интеллекта М.А. Холодной, существует 6 категории одаренных детей: сообразительные, блестящие ученики, креативы, компетентные, талантливые и мудрые.

Ю.Э. Гильбух, основываясь на ранних исследованиях одаренности, выделяет черты общей умственной одаренности: необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленная устойчивостью внимания и операционной памяти, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, оригинальность.

Одаренный дошкольник читает вывески, заголовки и даже книги, решает математические задачи, проводит связи между различными явлениями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами. Особенностью интеллектуально одаренных детей является двусторонность их сознания, направленность его то на решаемую задачу, то на самого себя – на то, как собственная психика справляется с решаемой задачей.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Показатели эксперимента
Проведя необходимые вычисления, мы получили следующий результат (см. приложение 5). Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность 0,105 0,126 1,5 ...

Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием средств массовой информации. Понятие о средствах массовой коммуникации и влияние их на психическое состояние подростков
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм ...

Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, на ...