Виды и проявления одаренности в детском возрастеСтраница 2
Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной деятельностью. Если ребенок рано начинает ходить, более активно идет ознакомление с окружающим и создаются предпосылки для раннего овладения речью и быстрого развития интеллектуальной сферы. Однако было отмечено, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.
Не менее существенным признаком является наличие в интеллекте одаренного ребенка творческого начала. Внешние проявления творчества многообразны.
Психологические исследования показывают, что преобладающая у творчески одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном, а также ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием, чтением, счетом и т.д.).
В работах многих зарубежных и отечественных ученых отмечен и описан ряд аналогичных характеристик. Анализируя исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В. Вундра и многих других А.И. Савенков выявил особенности психического развития одаренных детей, деля их на познавательные и психосоциальные.
Таким образом, к особенностям развития познавательной сферы относятся:
Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию. Одаренный ребенок не терпит ограничений своим исследований, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной особенностью.
Сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления обыденным вещам.
Склонность к задачам дивергентного типа, т.е способность понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания, главная особенность которых в наличии множества правильных ответов.
Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых, а также творчески разрабатывать существующие. Оригинальность проявляется не только в мышлении, но и общении, поведении одаренного ребенка, а также во всех видах его деятельности.
Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности одаренных детей.
Легкость генерирования идей («продуктивность мышления») очень близко к гибкости мышления, но характеризует несколько иную грань одаренности.
Легкость ассоциирования – способность выработки обобщенных стратегий на основе выявления скрытых связей и отношений. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его нормальные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями, которые могут носить нетрадиционный характер.
Кроме того, учеными отмечены такие характеристики познавательной сферы, как способность к прогнозированию, оценке, высокая концентрация внимания, отличная память, устойчивость, широта интересов и склонностей.
К особенностям психосоциального развития относятся: эгоцентризм, повышенная уязвимость эмоциональной системы, склонность к лидерству, соревновательности, стремление к самоактуализации, перфекционизму, социальная автономность, ярко выраженное чувство юмора.
Самоактуализация – стремление раскрыть свой внутренний потенциал, по мнению К. Гольстейна и К. Роджерса, является главным побудительным мотивом творчества. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться. Такое свойство личности, как эгоцентризм наиболее реально проявляется в познавательной сфере. Его не следует относить к числу негативных качеств, поскольку в данном случае эта особенность в основном преодолевается со временем.
Другое по теме:
Истоки исследования социальной идентичности
Появление термина «идентичность» связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы 3. Фрейд, который использовал термин идентификация. Понятие - идентификация (отождествле ...
V8 – привлекательные
черты характера
В людях не так смешны качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.
/ Франсуа де Ларошфуко /
Характер – это неразрывное целое. Но изучить и понять его нельзя, не выделив в нем отдельных черт и типичных проявлений. ...
Социометрическое исследование структуры отношений в
студенческой группе. Описание
эксперимента
Цель эксперимента: Провести социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе.
Задачи исследования:
1. Определить социометрический статус каждого члена группы.
2. Определить уровень сплоченности членов группы.
Дл ...