Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов
Страница 1

Материалы » Проблема способностей и одаренности у детей » Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов

В отечественной психологии проблема индивидуальности и индивидуальных различий рассматривалась в работах ряда психологов (Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, И.В. Равич-Щербо, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов, Б.М. Теплов и др.). При этом можно выделить два основных подхода к изучению индивидуальных различий в развитии детских способностей. Первый подход можно охарактеризовать как количественный

.

В рамках этого подхода происходит изучение различий в развитии детских способностей в зависимости от количественной выраженности некоторого признака. В психологических исследованиях и в построении образовательной работы с детьми основным таким признаком является уровень развития интеллекта ребенка. В зависимости от денного уровня условно можно выделить три группы детей умственно одаренные дети, «нормальные» дети и дети с отставанием в умственном развитии. Подобный наиболее общий подход к анализу развития умственных способностей детей и дифференциации образовательной работы с ними практически оставляет открытым вопрос об индивидуальных различиях внутри каждой группы.

Подобные различия более детально могут быть проанализированы в рамках подхода, который может быть назван качественным

, и начало которому было положено в исследованиях Б.М. Теплова, посвященных проблеме способностей. Под способностями Б.М. Теплов понимал «…такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков».

Способности, по Б.М. Теплову, характеризуются, прежде всего, требованиями той деятельности, в которой они развиваются и проявляются. Это качество способностей обуславливает две их основных особенности: существование в развитии и функционирование в целостной системе, что и обеспечивает успешность человека в той или иной деятельности. Важно подчеркнуть, что Б.М. Теплов под одаренностью понимал не только высокий уровень развития тех или иных способностей, но и их качественное своеобразие. Такой подход позволил говорить не только о наличии различных видов одаренности (музыкальная, практическая, одаренность полководца и т.д.), но и об индивидуальных особенностях развития способностей внутри каждого вида одаренности. В дальнейших исследованиях были получены результаты, показавшие, например, что уже у детей школьного возраста можно выделить два типа письменной речи: выразительная речь (образно-выразительная и эмоционально-выразительная) и логическая.

Анализ качественного своеобразия развития способностей, разных их типов связывался Б.М. Тепловым с анализом задатков – природных основ развития способностей. В качестве одного из основных механизмов, определяющих психологические особенности поведения человека, Б.М. Теплов рассматривал особенности высшей нервной деятельности. При этом Теплов подчеркивал, что не существует прямой и однозначной зависимости между типологическими свойствами нервной системы и типологией способностей. Свойства нервной системы дают лишь динамическую характеристику способностей.

Исследования, посвященные системному изучению индивидуальных различий в развитии способностей, можно разделить на две большие группы. В первую группу входят работы, связывающие развитие способностей ребенка, и прежде всего, умственных способностей с наследственностью (исследования, выполненные под руководством И.В. Равич-Щербо). В этих работах было показано, что целый ряд особенностей процессов переработки информации, которые не могут не сказываться на формах и структурах мыслительной деятельности, определяются генетическими факторами. Важно подчеркнуть, что при этом влияние генотипа и среды является различным в разные периоды развития ребенка. Таким образом, можно говорить о некоторой генотипической заданности отдельных особенностей, как «количественных», так и «качественных», в развитии детских способностей.

Во второй группе исследований основной проблемой является установление соотношения особенностей различных природных характеристик (свойства нервной системы, биохимические, общесоматические признаки) с психологическими особенностями, индивидуальной спецификой поведения и деятельности человека (работы Э.А. Голубевой, В.Д. Небылицина, В.С. Мерлина, В.М. Русалова и др.). Было показано, например, что существует определенная связь типологических особенностей нервной системы с типологическими особенностями способностей. Так, была выявлена связь между силой и лабильностью нервных процессов с успешностью школьников в естественно-научном и гуманитарном циклах.

Таким образом, было показано, что индивидуальные различия в развитии детских способностей возможно рассматривать как с «количественной», так и с «качественной» точек зрения. Качественные различия могут быть типологизированы по самым различным основаниям («художественный» и «мыслительный» типы, «аналитический» и «синтетический», «естественно-научный» и «гуманитарный» и т.д.). Природной основой подобных различий являются свойства иерархически организованных систем организма (от биохимических до нейрофизиологических), а также факторы наследуемости ряда характеристик.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Общая характеристика учебной деятельности
Учебная деятель­ность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на с ...

Исследование базисных компонентов личности. Базисные компоненты личности
Рассматривая проблему исследования базисных компонентов личности, следует отметить, что в настоящее время существуют разнообразные представления о личности. Наиболее теоретически обоснованным подходом к личности и методу ее анализа остает ...

Самосознание женщины как показатель развития общества на определенном историческом этапе. Понятие самосознания личности
Анализируя ошибки гегелевской "Феноменологии духа", К.Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание [5, с.132]. Личность, субъект – это не "чистое сознание" (Канта и ка ...