Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева-Фабри)

Материалы » Концепции развития психики » Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева-Фабри)

В данной концепции выделяют две стадии. Первая – стадия элементарной психики – имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувственности. Развитая раздражительность.

Особенности поведения:

четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений, слабая пластичность поведения. Несформированная форма реагирования на биологически незначимые свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Виды живых существ:

простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Особенности поведения:

четкие реакции на биологически незначимые раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научения играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

Виды живых существ:

высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

II

. Стадия перцептивной психики.

А. Низший уровень. Отражение высшей действительности в форме образов и предметов. Объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.

Особенности поведения:

формирование двигательных навыков. Преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение.

Виды живых существ:

Рыбы и другие низшие позвоночные, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира".

Особенности поведения:

высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к назначению.

Виды живых существ:

высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. Наивысший уровень.

Выделение в практической деятельности ориентировочно-исследовательской фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях.

Особенности поведения:

выделение специализированных органов. Манипулирования: рук и лап. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

Виды живых существ:

обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Другое по теме:

Анализ существующих методик оценки устойчивости личности при ра­боте с конфиденциальной информацией
В психологии существуют различные методики оценки личности, такие как наблюдение, опрос, тестирование и проективные методики. Далее будем рассмат­ривать тестирование. Методика "Выход из трудных жизненных ситуаций" Люди по-разн ...

Феномен суицидальной активности: теоретический подход. Определение суицида
Явление суицида известно с древнейших времен, однако самый подходящий термин появился только к 1651 году в Англии, происхождение которого отходит от латинского слова «suicidium» – «себя убивать». Другой из вариантов термина был получен св ...

Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе. Роль развития памяти в школьном обучении
Необходимым условием психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе является определенный уровень его умственной зрелости. У старшего дошкольника должны быть сформированы многие психические познаватель ...