Тренинг в системе методов практической психологии
Страница 1

Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстродействующих форм психологической работы с группами. При этом тренинг должен включать, помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник, деловые и ролевые игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.д., — иными словами, веет приемы, которые нацелены на формирование необходимых навыков. Именно тренинг — один из тех психологических методов, которые позволяют создать психологические условия для развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, дают возможность изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.

При этом, что же такое собственно тренинг, до сих пор остается неясным.

В.И. Слободчиков и Е.М. Исаев выделяют два понимания «практической психологии»; 1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентации на академическую исследовательскую психологию естественно - научного типа»; 2) практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой».

Тренинг может пониматься и тем и другим образом. В первом случае тренинг трактуется как своеобразный исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены (весьма показательно, что первый тренинговый центр в Соединенных Штатах Америки был назван Лабораторией тренинга). Во втором случае тренинг рассматривается как один из способов практической работы с психологическими характеристиками конкретных людей. Из разницы понимания сути тренинга и проистекают причины разных ожиданий от психолога-тренера.

Чтобы достаточно ясно ответить на вопрос о том, что же является самым главным в тренинге, пожалуй, не помешает обратиться к самому слову «тренинг». Очевидно, что заимствованное из английского языка слово тренинг» одного корня с хорошо известной нам «тренировкой». В чем же суть любой тренировки? Во время тренировки человек делает то, что он должен научиться делать. Ведь совершенно ясно: для того чтобы научиться плавать, нужно плавать; и запускать воду а бассейн лишь после того, как все желающие сначала научатся плавать в сухой яме, — совершенно бессмысленно.

Но, исходя из этого, приходится возражать тем, кто утверждает (а это мнение довольно распространено), что тренинг — это «некая модель жизни», «способ конструирования реальности, похожей на настоящую». Никакая это не модель жизни! Чтобы научиться жить, надо начать жить! А значит, и тренинг должен стать частью жизни его участников.

Мы слышали мнения о том, что целью работы психолога образования является: оказание психологической помощи, осуществление психологической поддержки, сопровождение создание условий для оптимального развития ребенка, обеспечение психологического здоровья и т.д.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что во всех этих позициях есть общее: глобальная цель (мета-цель) любой психологической работы — развитие ребёнка и позитивные изменения в его жизни. При этом часто психолог оказывается как бы в стороне от ребенка, помогая ему косвенно, не дожидаясь от него непосредственной просьбы об этом. Но ведь не менее часто клиенты психолога — дети и взрослые — идут к нему с явным запросом. Какой помощи в решении своих проблем, преодолении трудностей, с которыми они столкнулись, ожидают они от психолога?

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Теоретические основания изучения семейных отношений в повторном браке. Гендерные особенности социально-психологического статуса после развода
По определению повторный брак возможен только после расторжения предыдущего, после развода. Для цели нашей работы представляется необходимым остановиться на гендерных особенностях социально-психологического статуса индивид, находящегося в ...

Анализ уровня психологической готовности испытуемых экспериментальной и контрольной групп
Таблица 4 Результаты проведенного теста «Мотивационной готовности» Экспериментальная группа Контрольная группа высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень ...

Особенности влияния семьи на развитие психологической защиты ребенка
Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми ...