Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков.
Страница 5

Таким образом, когда семья и школа перестает оказывать влияние, в результате подростки перестают усваивать моральные ценности неформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль в формировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды общения.

Все эти факторы, которые носят субъективный характер, ведут к значительному росту десоциализации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, увеличении роста подростковой наркотизации и алкоголизации общества.

Наряду с причинами социального характера возникновения отклонений в поведении подростков, существуют причины, которые носят субъективный характер и которые непосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические предпосылки трудновоспитуемости.

Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста.

В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.

Поэтому не случайно, что подростковому возрасту посвящено наибольшее количество работ и публикаций в области медицины, психологии педагогики. Среди них работы А.С. Выготского «Педагогика подростка», А.П.Краковского «О подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников». Нельзя не отметить и зарубежных исследователей этого периода – это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста», Ш.Бюллер и многие другие.

К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях подростка[2]:

1. Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового созревания:

· неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;

· «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;

2. Изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняется следующими причинами:

n так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;

n чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;

n повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременно внимании к мнению сверстников.

3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:

* активное формирование потребности общения со сверстниками обостряем стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциального поведения;

* половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.

Важно учесть, что кризисность подросткового возраста может быть преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные условия взрослых будут строиться с учетом психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Возникновение и особенности малых спортивных групп
В любом виде совместной деятельности люди объединяются в малые социальные группы и достигают успеха на основе взаимопонимания и согласованности усилий. Спортивная деятельность тому подтверждение. Любая спортивная команда в каждом конкретн ...

Обследование дома
Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывание мотива дома также требует больше времени, иногда даже два сеанса. Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный мате ...

Особенности развития внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях. Исходя из особенностей внимания учащихся начальных класс ...