Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков.Страница 4
Все это может рассматриваться в следующих аспектах:
* отчуждение ребенка от коллектива, отдаляясь от учебной деятельности, деятельности коллектива, становится чужим среди своих.
* подросток все дальше отдаляясь от учебного заведения не поддается воспитывающему влиянию.
* появляется много времени для бесцельного время провождения, а потребность в общении толкает подростка на поиск приятелей на стороне, в неформальных группах с асоциальной направленностью.
* возникновение конфликта в семье, школе, отсюда возникает бродяжничество.
Школа также призвана восполнять дефекты семейного воспитания, оказывать психолого-педагогическую поддержку семье в целях предупреждения нарушения социализации детей и подростков.
3. Влияние асоциальных группировок в микросреде.
Одной из характерных отличительных черт непереходного периода являются те серьезные изменения, которые происходят в это время в сфере самосознания, то есть в этот период закладываются основы самосознания, представления о себе как о субъекте труда, общения и познания.
Процесс формирования самосознания существенно изменяет характер взаимоотношений подростка с окружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками, что приводит к заметной перестройке институтов социализации. У подростка проявляется довольно отчетливое выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, родителям. Это стремление к взрослости отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующееся сознание защищается от внушаемого влияния взрослых.
У подростка появляется не менее настойчивое стремление к обществу сверстников, (повышение) т.е. в этот период главенствующую роль института социализации играют неформальные объединения, группы.
Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказывают большое значение в усвоении подростков социального опыта. «Контакт общения подростка не менее важен, чем для младенца общение с матерью»[8].
Современная безнадзорность детей, приводящая к асоциальным отклонениям, проявляются тогда, когда на первое место по сравнению с семьей и школой по степени влияния выходит неформальные асоциальные группы сверстников.
По характеру социальной направленности И.С. Полонский делит стихийные группы на три типа:
* просоциальные или социально-положительные;
* асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
* антисоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем) социально отрицательные группы 3/5, то есть большинство изученных подростковых объединений принадлежит к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому типу объединением.
В просоциальных группах подростков объединяет естественное стремление к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха, развлечений и это не должно вызывать беспокойства у органов профилактики. Конечно, и для такого общения также необходимы условия в виде клубов, парков, кофе. У подростка должны быть возможности собираться у себя дома, с вовлечением родителей в обсуждении проблем, интересующих молодежь.
Совсем другого перехода требуют асоциальные группы, которые должны быть, в первую очередь, в поле зрения специальных органов профилактики.
Другое по теме:
Приложения
Приложение 1
Шкала тревожности Сириса
Инструкция эксперту:
Оценить каждое утверждение одним из следующих баллов: 0-признак отсутствует; 1-признак слабо выражен; 2-признак достаточно выражен; 3-признак резко выражен.
Утверждения:
1. ...
Физиология
Слабый пол силен ввиду слабости сильного пола к слабому полу.
Сотни тысяч лет эволюция совершенствовала организмы мужчины и женщины, их тела и мозг. Эволюция мужчин и женщин протекала по-разному, поскольку перед ними стояли разные задачи ...
Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе.
Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее несет отв ...